Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Золотая Орда » Начало феодальной междоусобицы в Золотой Орде. Создание независимых княжеств на Волге.

Начало феодальной междоусобицы в Золотой Орде. Создание независимых княжеств на Волге.

Начало феодальной междоусобицы в Золотой Орде. Создание независимых княжеств на Волге.Под 1361 г. русские летописи говорят о князе Булат-Тимуре, действовавшем в районе бывшего Булгарского ханства: «Булак-Темер, князь ординский, Болгары взял и все городы по Волзе и улусы и отнм весь Волжский путь».
 
 Захватив Булгары и опи­раясь на местные сепаратистские элементы, Булат-Тимур пы­тался образовать независимое татарское княжество в Булгарах. Об этом свидетельствуют его монеты, выбитые в городе Булгарах. На монетах Булат-Тимура чеканки 768 (1366) г. стоит ин­тересный штамп: «Султан покой (ный) Джанибек хан, да прод­лится ц(арствиеего). Булат-Тему (р), сын Пугана». П. С.Савель­ев, изучивший эти необычные монеты Булат-Тимура, склонен был допустить существование хана Джанибека II, от имени которого якобы Булат-Тимур чеканил свои монеты. В. В. Григорьев вы­сказал довольно правдоподобную гипотезу относительно Булат-Тимура, как лица, не принадлежавшего по своему происхожде­нию к царскому роду Джучидов, поэтому действовавшего от имени покойного хана Джанибека в качестве его наместника в Булгарах.
 
Эту гипотезу, по нашему мнению, можно принять. Русские летописи называют Булат-Темира не ханом, а лишь князем ордынским. Если полагаться на его монеты, он был «сыном Нугана». Эмир Пуган — историческое лицо, он входил в число четырех улусных эмиров Золотой Орды. В то время как на восточном берегу Волги в 1361 году соз­давалось независимое татарское, княжество с центром в Булга­рах, на западном берегу Волги появляются новые претенденты на образование самостоятельного княжества, сначала в лице князя Секиз-бея, затем — князя Тагая.
 
О первом, т. е. о Секиз-бее, говорит только Рогожская летопись в связи с событиями, развернувшимися в районе реки Пьяны. Появившийся здесь князь Секиз-бей «за Пьяна все пограбил», а затем «обрывея рвом (и) ту седе». Возможно, этот князь Секиз-бей, захвативший район реки Пьяны (в пределах мордовских земель) в 1361 году, тот самый «отличный и могущественный муж, Cikhi biy — вла­дыка Таны, который упоминается в венецианских грамотах 1349 г. в качестве наместника хаиа Тану.
 
Захват Таны (Азова) Мамаем в 1361 году, весьма вероятно, заставил Секиз-бея уда­литься в район реки Пьяны, где он пытался образовать новое татарское княжество, как это делал Булат-Тимур. В 1361 г. туда же «прибежал князь ордынский Тагай... иже от Бездежа». Взяв Наровчат и «всю ту страну отняв себе» (от Секиз-бея?) «тамо себе пребываше», «сам себе княжаша». После четырех­летнего пребывания в Наровчате Тагай в 1365 г. совершил поход на Рязанское княжество, взял город Переяславль, но, встретив отпор от князя Олега рязанского, «в мале учете в Наручадь». Княжество Тагая, основавшегося в районах Мохгаи-Наровчата, занимало значительную территорию. В пределах бывшей Симбирской, Нижегородской, Пензенской губерний еще в  XIX в. было немало сел, рек, урочищ, носивших имя «Тагая», что свидетельствовало о пребывании его в этих местах.
 
С образованием двух самостоятельных княжеств на Средней Волге, одного на левом берегу с центром в г. Булгары, другого на правом ее берегу с центром в г. Наровчат, большая террито­рия на средней Волге оказалась оторванной от Сарая. Княжест­ва Тагая и Булат-Темира не являются исключением. Такой же процесс образования новых государственных объединений проис­ходил и в других районах Дешт-и-Кипчака. Ибн-Халдун, на­пример, сообщает о владениях Хаджи-Черкаса и Алибека, обра­зованных одновременно с владениями Мамая в Крыму, вскоре после убийства Бердибека. Хаджи-Черкес, по словам Ибн-Халдуна, являющийся поход­ным эмиром Бердибека, после убийства хана «завладел окрест­ностями Астрахани», засев в Астрахани, стал «владетелем Аст­раханского удела».
 
О размерах его удела можно судить по карте братьев Пицигани (1367 г.), в которой указывается его лагерь «Casade Gercasi» значительно выше города Астрахани, К 1369 году Хаджа-Черкес настолько крепко чувствовал себя в своем улусе, что он был в состоянии начать борьбу с Мамаем из-за Сарая. О другом татарском князе (эмире) Алибеке или Аибеке, тоже являющимся походным эмиром Бердибека, Ибн-Халдун говорит, что он «таким же образом», как и Мамай, завладел уделом и «правил своими владениями самостоя­тельно».
 
Ибн-Халдун, писавший об «уделе» Алибека-Айбека, к сожа­лению, не указывает местонахождение его владений. Но если известно, что монета Алибека-Айбека чеканилась в гор. Сарай-чуке, то удел этого князя нужно искать на реке Япре с центром в гор. Сарайчуке, и что князь должен был происходить из по­томков Шайбана, по наследственному праву овладевший уделом Шайбана.
11 ноя 2007, 11:31
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.