Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Ремесленное производство в Золотой Орде. Социально-экономический строй Джучиева улуса.


Ремесленное производство в Золотой Орде. Социально-экономический строй Джучиева улуса.

Ремесленное производство в Золотой Орде. Социально-экономический строй Джучиева улуса.Ремесленное производство развитого типа, работающее по заказу потребителя, как правило, связано с городской жизнью, между тем основная масса населения Золотой Орды оставалась кочевниками на весь период существования этого государства.
 
Для кочевников Золотой Орды было характерно не ремесло го­родского типа, а домашние промыслы, составлявшие необходи­мую принадлежность натурального хозяйства. «Домашние про­мыслы составляют необходимую принадлежность натурально­го хозяйства,— пишет В. И. Ленин,— остатки которого почти всегда сохраняются там, где есть мелкое крестьянство».
 
 Как раз такую форму домашних промыслов, связанных с натуральным хозяйством и не выходивших из рамок семей кочевников, заста­ли западноевропейские путешественники во время пребывания их в только что образованном государстве Батыя. По словам Плано Карпини, у монголов «жены их все делают полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также онр правят повозками и чинят их».
 
Другой западноевропейский путешественник В. Рубрук к вышеуказанному добавляет: «Мужчины делают луки и стрелы, приготовляют стремена и уздечки и делают седла, строят дома и повозки... делают меш­ки».
 
Из слов Плано Карпини и Вильгельма Рубрука хотя и можно сделать вывод о некотором разделении труда в изготов­лении домашних изделий у монголов, но это разделение труда не выходило из рамок семьи. Все необходимые для своего хо­зяйства изделия изготовлялись членами семьи по потребности и не поступали на рынок. Вся продукция домашнего производства кочевого хозяйства была неразрывно связана с кочево-ското-водческим характером всего производства. Судя по описаниям Иосафато Барбаро, когда Золотая Орда уже распалась, у кочевников Дешт-и-Кыпчака имелись следую­щие ремесла: сукновальное, кузнечное и оружейное. Ремеслен­ники были заняты только обслуживанием нужд ханского двора и «во всякое время неотлучно находились при Орде».
 
Есть все основания полагать, что в Золотой Орде па всем протяжении ее истории домашние промыслы в своем развитии не дошли до стадии ремесленного производства в том смысле слова, какое придает ремеслу В. И. Ленин: «Первой формой промышленности, отрываемой от патриархального земледелия, является ремесло, т. е. производство изделий по заказу потреби­теля». Ремесло, являвшееся «Необходимой составной частью юродского быта», здесь из-за слабости городского быта раз-виватья не могло.
 
Правда, при археологическом обследовании городских цен­тров Золотой Орды—в Сараях, Со л хате, Ургенче, в Булгаре бы­ло найдено большое количество ремесленных изделий, но это г богатый археологический материал еще не изучен в достаточной мере. Какой процент ремесленных изделий, найденных при раскопках, изготовлялся самими кочевниками, не установлено. Найденное при раскопках золотоордынских городов большое число крестов, образков никак уже нельзя отнести к мастерам-татарам, исповедывавшим ислам.
 
 Когда речь идет о золотоордынском ремесле, нужно к нему подходить особенно осторожно, имея в виду, что в таких городах, как Ургенч, Булгар, сущест­вовавших до монгольского завоевания, уже имелось ремесленное производство и местные ремесленники, продолжавшие свои профессии и во времена монголов. Ремесленное же производство в городах, как, например, в Сараях, Солхате, Астрахани и др., было создано руками ремесленников из завоеванных стран, пе­реселенных в эти города из разных местностей. «Монголы заби­рают всех лучших ремесленников и направляют их к своим до­мам, лучшие же ремесленники платят дань от своих изделий»,— так писал Плано Карпини.
 
Подтверждением этого служит ке­рамика Сарая, по словам А. Ю. Якубовского, имеющая средне­азиатское происхождение. Другие же изделия из металла изго­товлялись руками русских мастеров. Поэтому совершенно прав был Б. А. Рыбаков, подчеркивая роль русских ремесленников в жизни золотоордынских городов XIII—XIV вв..
 
Основные ремесленные изделия Золотой Орды изготовлялись русскими, среднеазиатскими, булгарскими и кавказскими мас­терами. Бесспорно, под воздействием русских, булгарских, сред­неазиатских мастеров появляются и ремесленники местного происхождения, но мастерство, навыки татарских ремесленни­ков были невелики.
 
 Ремесленные изделия местного происхожде­ния — предметы вооружения, украшения, найденные при рас­копках золотоордынских городов, по словам Г. С. Саблукова, отличались «не -очень хитрой отделкой.., хранят на себе удары молотка, какие случается видеть на серебряных вещах, делае­мых неопытными ковачами, другие украшены насечкою, ио простою».
 
Чтобы закончить наши наблюдения над историей золотоор-дынского ремесла, нужно остановиться еще на «дном вопросе — на степени развития ремесленного производства в самом Сарае. Исследователи, занимавшиеся изучением истории ремесла, несколько преувеличивали его роль в жизни кочевников Дешт-и-Кипчака. А. Ю. Якубовский, например, г. Сарай Берке рас­сматривал как один из центров «металлургической промышлен­ности», обслуживающий нужды как «городской, так и сельской местности всеми металлическими изделиями: лопатой, топором, пилой, серпом, гвоздями и разнообразным холодным оружием.
 
Немецкий историк Бертольд Шпулер в небольших мастерских. Сарая видел следы фабричного производства типа современной индустрии.
 
Приведенная явно ошибочная и ничем не подкрепленная точка зрения Бертольда Шпулера о фабричной индустрии Золо­той Орды возникла с появлением работы А. Ю. Якубовского, явно переоценивавшая значение золотоордынского ремесла под впечатлением скороспелых выводов Ф. В. Баллода, который проводил раскопки в развалинах двух Сараев в 1922 году, когда советская археологическая наука только что зарождалась, и пути ее развития еще не были полностью определены. Из отче­тов Ф. П. Баллода видно, что им были раскопаны лишь неболь­шие мастерские, которые он принял за заводы. Он первый и пустил в научный обиход сведения о кирпичных, фаянсовых и металлообрабатывающих заводах Золотой Орды, ныне отверга­емые советской археологией.
 
Высокоразвитое ремесленное про­изводство, обслуживающее нужды городского и сельского населения, мыслимо только при наличии общественного разде­ления труда между городом и деревней, в Золотой Орде же не произошло не только отделения города от деревни, но и отделение ремесла от кочевого натурального хозяйства.
 
Некоторыми исследователями золотоордынский город прини­мался как центр ремесленного производства. Однако это также нуждается в дальнейшем уточнении. Раскопки А. В. Терещенко, Г. С. Саблукова, В. В.Григорьева, Н. И. Веселовского, Ф. В. Бал­лода и других в различных центрах Золотой Орды, хотя и дали большой материал для выяснения топографии золотоордынского города, но ряд важнейших вопросов, связанных с историей золотоордынского города, остается вес еще спорным. Большин­ство городов на Руси, как установил Б. А. Рыбаков, было обя­зано своим происхождением развитию ремесла. Идет ли речь о превращении больших поселков или же боярских и кня­жеских замков в города,— в обоих случаях в возникновении города решающую роль играло ремесленное население.
10 ноя 2007, 13:20
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.