Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Золотая Орда. Земледелие. Социально-экономический строй Джучиева улуса.


Золотая Орда. Земледелие. Социально-экономический строй Джучиева улуса.

Золотая Орда. Земледелие. Социально-экономический строй Джучиева улуса.Судя по словам Рубрука, даже возделыванием проса занималась лишь небольшая часть населения. Длительное пребывание кочевников с земледельческим населением Хорезма, Булгар и Русью не осталось бесследным для татар. Кочевники Золотой Орды, хотя и медленно, все же стали воспринимать от своих соседей земледелие.
 
Если им во времена Рубрука было известно только просо, то уже в конце XIII в. они знали другие виды хлебных злаков. В Половецком словаре (Codex Cumanicus), составленном в Италии в 1303 г. в качестве руководства италь­янским купцам, торговавшим в Дсшт-и-Кипчаке, кроме проса, упоминается ячмень (арпа), горох (бурчак) и мак.
 
 Есть также указания о попытках культивирования пшеницы, но полей, за­сеянных пшеницей, ячменем и бобовыми культурами по сравне­нию с просом, было немного. «Посевов у них мало,—писал Эль-Омари в 40-х г. XIV в,— и меньше всего пшеницы , и ячменя, бобов же почти нельзя отыскать. Чаще всего встречается у них просо; им они питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их».
 
В том же Половецком словаре, наряду с названием хлебных злаков, встречается название плуга (сабан) и ряд слов, связан­ных с его употреблением: плугарь («сабанчи»), пахать плугом («сабан сурмак»), железный плуг («сабан тимер»), плужская земля («сабан ери») и т. д. и т. п..
 
Кроме плуга, в Золотой Орде были знакомы и с сохой. Однажды хан Токтай послал в подарок соху темнику Ногаю, как бы желая этим сказать: «даже Ногай ушел бы в самую глубь земли, все-таки он (хан) выкопает его оттуда этою есхою»3. Появление плуга (сабана), сохи (сука) в Золотой Орде в качестве земледельческого орудия сам по себе факт, заслужи­вающий внимания, тем не менее нет надобности переоценивать ее роль. Сабан (плуг), упоминаемый в половецком словаре, применялся не везде.
 
Узбеки и казахи, когда-то входившие в Золотую Орду, не знают этого термина. У татар, узбеков, каза­хов и др. народов, образовавшихся после распада Золотой Орды, отсутствует общая терминология не только для обозначения плуга и сохи, но и для обозначения печеного хлеба. У татар печеный хлеб носит название ипи, у узбеков — нан, у казахов — кульча, тогда как название хлебных злаков (пшеницы, ячменя, проса) и муки является общим. Отсутствие общей термино­логии для обозначения плуга, печеного хлеба свидетельствует о примитивном характере земледелия, еще не успевшего отде­литься от скотоводства. О характере земледелия в Дешт-и-Кипчаке, в последней стадии существования Золотой Орды, интересные сведения сообщает Иософато Барбаро, лично побывавший в Орде в 30-х годах XVI в.
 
«В исходе февраля месяца,— писал он,— по всей Орде громогласно возвещают желающим делать посев, дабы они заблоговременно приготовили все для того нужное, ибо в такой-то день марта предложено отправиться к такому-то месту, для посева избранному; вследствие этого объявления все желающие немедленно делают приготовления свои, запасают семенной хлеб на повозки и отправляются с рабочим скотом, с женами и детьми.... к назначенному месту, которое обыкновенно бывает не далее двух дней пути от пункта, где находилась Орда во время возвещения приказа о посеве. Тут остаются они до тех пор, пока не вспашут землю, посеют хлеб и окончат полевые работы, а потом возвращаются назад в Орду..., когда же хлеб созреет, то все... отправляются для жатвы».
 
Такая форма земледелия, связанная с обработкой земли наездами, еще не отделенное от основной формы хозяйства кочевников от скотоводства, могла играть лишь подсобную роль в хозяйстве кочевников Золотой Орды. Появление земледелия даже в той примитивной форме, как оно рисуется у Иосафато Барбаро, факт, безусловно, важный. Сопоставляя сообщение Плане Карпини, писавшего о полном отсутствии хлебной пищи у кочевников, с более позднейшими данными Иософато Барбаро, можно сделать неоспоримый вывод о некоторых экономических сдвигах, происшедших в быту кочевников в последний период существования Джучиева улуса.
 
 Более сложным является вопрос о состоянии домашних промыс­лов и ремесленного производства в Золотой Орде. До сих пор внимание, исследователей (Ф. В. Баллода, А. Ю. Якубовского и др.) было обращено на изучение ремесленного производства в городских центрах Джучиева улуса, вопрос же о домашних промыслах оставался без внимания исследователей.
10 ноя 2007, 13:13
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.