Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Золотая Орда » Рост государственного могущества Золотой Орды в XIII—XIV вв. Междоусобные раздоры в Золотой Орде.

Рост государственного могущества Золотой Орды в XIII—XIV вв. Междоусобные раздоры в Золотой Орде.

Рост государственного могущества Золотой Орды в XIII—XIV вв. Междоусобные раздоры в Золотой Орде.В 1288 году, после смерти бездетного Кенг-Кырана, во гла­ве Синей Орды стал внук Орда-Ичена — Кончи. Арабские писа­тели называют его также государем Бамьяна и Газны, хотя Кончи постоянно находился в Синей Орде, а в Бамьяне и Газне сидели его родственники.
 
Марко Поло оставил подробное описание владений гор по «большим равнинам» Сибирской низ­менности и тянувшихся на север в область, «которая называет­ся Тьмою». Несмотря на то, что во владениях Кончи не было» «ни городов, ни замков», там было «много народу», а «у них много верблюдов, коней, быков и овец»; он сообщает, что «ловят они много дорогих животных высоких цен и большая им от этого прибыль и выгода. Ловят они горностаев, соболей, белок, черных лисиц и ми ого других животных».
 
Марко Поло, описы­вая подданных Кончи, самого Кончи называет «никому непод­властным» королем, который один правит «своим народом». Кончи умер в 1301 году, назначив своим преемником старшего своего сына Баяна. Однако против него восстал Куплю — внук Орда-Ичена. Арабские писатели ошибочно называют его бра­том Баяна.
 
Историю борьбы, происходившей между Баяном и Куплюком, обстоятельно излагает Рашид-ад-дин. Из описания Рашид-ад-дина видно, что Баян обратился тогда за помощью к Токтаю, но хан, в то время, занятый войной с Ногаем, на просьбу о помощи «рассыпался (перед Баяном) в извинениях и не дал (ему) вой­ска, но отправил послов к Кайду и Дуве (с требованием; выслать к нему Куплюка и выдал ярлык на то, чтобы улусом ве­дал по-прежнему Баян».
 
Просьба Токтая не могла быть удов­летворена по той причине, что Хайду, стоявший во главе улуса Угедея и Дува, сам поддерживал Куплюка. «Сколько Тахтани отправлял послов к Чапару, сыну Кайду, и к Дуве,—пишет Ра­шид-ад-дин,— (требуя) высылки Куплюка, они не исполняют (этого требования) и прибегают к (разным) уверткам6. Только после разгрома Ногая и его сыновей в 1303 г. Токтай отправил па помощь Баяну два тумана войска, но Куплюк в союзе с по­томками Угедея и Чегатая отразил натиск войск Токтая. В. 709 (1309—1310) г. Токтай послал против Куплюка своего брата Бурлюка с большим войском. На этот раз Куплюк был разбит, vMep в изгнании. «Тогда этими землями стал править Баян,. пребывая в Газне».
 
Вскоре, однако, против Баяна восстал его родной брат Ман-гатай, гари помощи Хайду отнявший у своего брата Газну. Баян и Мангатай «стали... оспаривать царство-друг у Друга, и к каждому из них пристала партия. Мангатай одержал верх над братом благодаря многочисленности своей партии, и Баян обратился в бегство. Тогда Мангатай утвердился в царстве, а Баян поселился в землях (Якмуш)2 и пограничных владениях».
 
Баян, снова обратившийся за поддержкой к Токтаю, при его помощи овладел своим улусом, расположенном в районе Улутау, Каратала; но Газна и другие области остались в руках Мангатая. Раздоры среди преемников Орда-Ичена, происходившие в начале XIV в., закончились ослаблением Синей Орды. Ее ханы лишились не только Газны и Бамьяны, но и части собственных владений, расположенных по соседству с владениями потомков Чегатая и Угедея. Ставка Орда-Ичена, ранее находившаяся в районе Балхаша, теперь была перенесена к берегам Сыр-Дарьи, в Сынг,ак. По-видимому, это и была последняя ставка Баяна.
 
За период двадцатилетней смуты ханы и окружавшая их феодальная аристократия не могли заниматься вопросами внутренней политики, результатом чего явилось ослабление их власти в отдельных районах государства. Это подтверждается уступками, которые сделали ханы в Крыму и в Русском улусе.
 
В Каффе с 1289 г. появляется генуэзский консул, по уставу 1299 г. являвшийся главой всей черноморской колонии генуэз­цев. Каким образом генуэзцы добились таких больших прав на Крымском полуострове, мы не знаем. Возможно, Нотай, захва­тивший перед этим Крым, во время войны с ханом Токтай за­ключил союз с генуэзцами и за оказанную ими поддержку сделал большие уступки генуэзским купцам. После разгрома Ногая генуэзцы не признали власти Токтая, за что последний отправил войско против города Каффы, «отомстил генуэзским франкам за дела, как-то: за овладение татарскими детьми, за отсылку их в эти края и за (разные другие вещи».
 
Несмотря ра конфискацию имущества генуэзских купцов в Крыму, Сарае и других городах Золотой Орды, уступки, сделанные генуэзцам в Крыму, сохранились и в дальнейшем даже расширились. Вскоре генуэзские колонии превратились чуть ли не в государ­ства в государстве.
09 ноя 2007, 20:53
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.