Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Образование Золотой Орды. Улус Уранг-Тимура.


Образование Золотой Орды. Улус Уранг-Тимура.

Образование Золотой Орды. Улус Уранг-Тимура.У Абулгази имеется указание еще об улусе Уранг-Тимура, сына Тукай-Тимура, лежавшем в Крыму в районе города Каффи». Позднейшие исследователи (Хаммер, Ховарс и др.), основываясь на указании Абулгази, сделали вывод о выделении Батыем улуса своему брату Тукай-Тимуру в Крыму и рассмат­ривали Крым как владение потомков Тукай-Тимура.
 
Выделение улуса Тукай-Тимуру не вызывает возражения, но выделение именно Крыма в качестве такого улуса сомнительно. Ни Рубрук, ни Плано Карпини нигде не говорят о принадлежности Крыма Тукай-Тимуру. Скорее всего улус Тукай-Тимура надо искать где-то на востоке, рядом с улусом Орда-Инена и Шайбана. Рашид-ад-дин называет потомков Тукай-Тимура и Орда-Ичена царевичами левого крыла: «Из войск Джучеивых одною поло­виною правил он (Орда), — пишет он, — другою.— Бату. Он (Орда) с войском и с четырьмя братьями: Удуром, Тука-Тимуром, Шингкуром и Сингкумом составлял левое крыло армии; их до настоящего времени называют царе­вичами левого крыла. (Еще) и теперь у рук их (братьев Орды) за одно суруком Орды и юрт его (Орды) и тех братьев (его) и войска их находятся на левом крыле... в пределах Дженда и Узгенда».
 
Тогда же был выделен улус и другому брату Батыя — Мо-валу, деду темника Ногая. В конце XIII века его улус по на­следству перешел Ногаю, который управлял владениями, распо­ложенными между Днепром и Днестром. Этого Мовала имеет в виду и Плано Карпини, когда пишет о знатном князе Мауцы, кочевавшем в степях близ Днепра7. У нас нет данных об улусах остальных 9 братьев Батыя, однако, бесспорно, и остальные братья Батыя получили свои уделы — «улусы» и распоряжались ими как своими наследственными владениями. У Рашид-ад-дина, например, имеется иамек об улусе брата Батыя Берка-чара, когда он говорит о Тахте, который нашел убежище у Беркачара и с помощью его войска добыл себе трон. Из этого можно сделать вывод о наличии улусов и у остальных братьев Батыя, хотя это и пе нашло прямого отражения в источ­никах.
 
Таким образом, при образовании Золотой Орды Джучиев улус был разделен между 14 сыновьями Джучи в виде наслед­ственных владений. Каждый царевич, стоявший во главе отдельного улуса, считал себя самостоятельным государем. Рашид-ад-дин, хорошо знавший о взаимоотношениях монгольских царевичей, писал: «С самого начала никогда не случалось, чтобы из урука (потом­ков) Орды, те, которые заступили его место, являлись к ханам урука Бату, потому, что они находятся далеко Друг от друга и каждый был самостоятельно государем своего улуса».
 
Сле­довательно, каждый из братьев Батыя, стоявший во главе улуса, считал себя государем своего улуса и не признавал над собой никакой власти. Так и случилось позднее, когда государство стало распадаться на новые государственные объединения, но в первый период существования Золотой Орды все же имелось условное единство всего Джучиева улуса. Цитированный выше Рашид-ад-дии, говоря о потомках Орда-Ичена, которых он называл самостоятельными государями, подчеркивал: «У них (потомков Орда-Ичена) такой обычай, что они признают царями и правителями своими преемников Бату и тля их пишут на ярлыках своих сверх».
 
Из этого, выте­кает, что братья Батыя, правившие в своих улусах в качестве полусамостоятельных государей, признавали Батыя верховным главой государства. Каждый из них нес определенную повин­ность в пользу хана и служил ему. «Согласно феодально-родо­вому началу,—писал академик Б. Я. Владимирцов,—закреплен­ному в Джасаке (Ясак-Яса) Чингис-хана, все члены ханского рода, все царевичи вместе со своими старейшими вассалами-феодалами должны были служить монгольскому хану, главным образом, в качестве воинов, затем помогать ему в совете, т. е. принимать участие в курултаях и способствовать в начинаниях общего характера, например, в организации почтовых станций (jam), предоставлении подвод, средств передвижения (ula'a ulaga) и т. п. Konsilium et auxilium».
 
Действительно, когда возникла вражда между Батыем и великим ханом Гаюком, братья Батыя со своими войсками поддержали Батыя. Имеется немало данных об участии на курултаях всех царевичей Джучиева дома. При обсуждении вопросов, касающихся всего Улуса Джучиева. Во время неурядиц среди членов Джучиева дома царевичи также собирались на курултаи, «чтобы уладить дело», как это имело место, например, при созыве курултая по требованию владетеля Синей Орды царевича Баяна для восстановления порядка в Джучиевом доме.
 
По мере роста феодальных отношений курул­тай, потерявший первоначальное свое значение, как пережиток прежних родовых собраний, превратился теперь в собрание членов правящего дома и стал органом, поддерживающим единство государства. Наряду с другими пережитками прежних патриархальных отношений сохранилось и такое, как уважение к старшему в роде. У монголов старший член рода долгое время сохранял право контролировать деятельность своих младших членов. При Чингис-хане и его внуках старший член рода, будь он хан или простой темник, должен был следить за «порядком» в государстве.
 
Старший член рода, как правило, пользовался известными прерогативами перед младшими членами рода: Чегатай, второй сын Чингис-хана, заслужил в свое время не­довольствие и гнев отца за оскорбление им старшего своего брата Джучи, несмотря на то, что сам Чингис-хан не питал осо­бого уважения к своему старшему сыну. «Как смеете вы подоб­ным образом отзываться о Чжочи! Не Чжочи ли старший из моих царевичей. Вперед не сметь произносить подобных слов»,— говорил. Чингис-хан. Так же поступил и Угедей в отношении своего сына Гаюка за оскорбление Батыя, являвшегося старшим из внуков Чинпис-хана.
 
 Хотя академик Б. Я. Владимирцов и признает, что пережитки патриархальных отношений начали постепенно исчезать в XIII в.4, но наблюдения над материалами, относящимися к истории Золотой Орды, показывают живучесть их даже в XIV веке. Примером живучести патриархальных отношений может быть курултай 1242 года, где решения об избрании Гаюка хапом не получили силы из-за неявки Батыя, как старшего члена рода.
 
На курултае при избрании нового хана после смерти Гаюка монгольская аристократия снова обращается к Батыю, как к старшему представителю в роде: «Тебе следует быть царем нашим, так как из рода Чингис-хана нет никого старше тебя». После смерти Батыя старшим из внуков Чингис-хана был Берке, и его старшинство признали не только царевичи дома Джучия, но и остальные внуки Чингис­хана, в том числе и Хулагу, не принадлежавшие к линии Джучи.
 
«В виду того, что Беркий был старший в роде (ака),-пишет Раши-ад-дин,—Хулагу-хан переносил (все это), но когда родственников его Тутара', Балагу и Кули постигла беда (смерть), то между ними (Хулагу и Беркаём) появились вражда и озлобление, которые с каждым днем усиливались. Наконец Хулагу-хан сказал: «Хотя он (Беркай) и старший в роде (ака), но так как он далек от пути скромности и .мягкости, то обра­щается ко мне с угрозою и насилием, то далее оказывать ему уважение я не хочу».
 
Такими же прерогативами старшинства пользовался и темник Ногая после смерти хана Менгу-Тимура. Царевич Тохтай, оспаривавший право на трон, ищет у Ногая за­шиты, как у старшего в роде. Он писал Ногаю: «Дядины сыновья посягают на мою жизнь, ты старший (и потому) я ищу защиты у того, кто старший (ака), чтобы он меня поддержал и укротил руку, которую родичи протягивают на меня. Пока я буду жив, я буду подвластен старшему (ака) и не стану выходить из пре­делов угодного ему».
 
В свою очередь, Ногай, осуществляя свое преимущество старшего в роде, говорил царевичу Тохтаю: «меня есть от Саип-хапа (Батыя) повеление, чтобы если в улусу и уроке его кто станет действовать беспутно и расстроит улус, го разузнав, в чем дело, восстановить между ними согласие».
 
Если на первых порах существования Золотой Орды, когда наслед­ники еще не успели закрепить за собой только что полученных ими уделов, подчинялись хану, то впоследствии, когда Золотая Орда стала независимым государством, а царевичи, в свою очередь, превратились в государей своих улусов, традиции ста­рины отошли в область предания.
 
Обычное право, игравшее на-первых порах цементирующую роль, уступило место феодаль­ному праву, при котором сохранение единства Джучиева улуса -сделалось невозможным. Приведенных нами примеров достаточно, чтобы показать примитивный характер государственного строя Золотой Орды в период ее образования.
 
Она делилась на ряд полусамостоя-тельиых улусов во главе с братьями Батыя или с представите­лями местных династий, оставленных в качестве - вассалов Ба­тыя. Эти вассальные улусы, лишь слегка связанные с ханской администрацией, были враждебно настроены по отношению к Батыю. Поэтому, быть может, монголы и применяли жестокий террор, чтобы сохранить единство своего государства.
 
Правда, во время правления ближайших преемников Батыя, им хотя и удалось поднять государственное могущество Золотой Орды, превратив ее в одно из крупных государств средневековья, одна­ко разрушительные силы децентрализации, проявившиеся в начальной стадии ее образования, неизбежно должны были усиливаться в будущем.
 
 
09 ноя 2007, 13:38
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.