Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: «Любовь... одна дороже богатства, славы и мудрости...» (по повестям А. И. Куприна)


Сочинение: «Любовь... одна дороже богатства, славы и мудрости...» (по повестям А. И. Куприна)

Сочинение: «Любовь... одна дороже богатства, славы и мудрости...» (по повестям А. И. Куприна)Открываешь собрание сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Несмотря на множество драматических ситуаций, в его произ­ведениях жизнь бьет ключом. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пыта­ющиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить спра­ведливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Поединок», «Гранатовый брас­лет» , «Олеся» он затрагивает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения объединяют общие черты, самая главная из которых — трагичность судеб главных героев. Кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь беско­рыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для ко­торой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд; а радость.
[sms]
Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведо­мо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдво­ем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такую развязку обусловили многие причины, зависящие как от самих героев, так и от обстоятельств.

Повесть была написана в 1898 году. Главный герой Иван Тимо­феевич — барин, которого судьба забросила в глухую деревушку Волынской губернии, где он жил в старом помещичьем доме вмест те со слугой. Именно после его рассказа о местной ведьме Мануй-лихе герой знакомится с Олесей — ее внучкой. Куприн не вдавался в описание главного героя, поэтому о нем мы знаем мало. Зато об­раз главной героини автор показал великолепно.

Олеся — красавица-дикарка, она выросла в глуши лесов, в из­бушке на болотах, после того, как ее бабушку вместе с ней выгнали из деревни за колдовство. По словам Куприна, в девушке не было ничего похожего на местных девчат. Олеся отличалась добротой, свежестью ума, способностью на глубокое чувство.

Сразу же после знакомства между нею и Иваном Тимофеевичем завязывается дружба. Девушка все больше проникалась доверием к частому гостю, а он много узнает об Олесе. Она рассказала ему, что гадала на него, но не хотела открывать, что выпало: «Пожалуйста, не просите... Нехорошо вам вышло». Гость не поверил, а Олеся ска­зала: «Вот когда мои слова сбудутся, вы меня тогда вспомните». Ведь не знал он, в отличие от девушки, что предсказание сбудется.
 
Итак, герой стал частым гостем в избушке. У него с Олесей вош­ло в обыкновение, что она провожала его до Ириновского шляха. По дороге у них завязывался интересный разговор. Именно по тому, о чем они говорили, можно судить о богатстве их духовного мира. Олеся расспрашивала его обо всем, что ее волновало, она обладала свежим воображением. Многое ей казалось удивительным, сказоч­ным, неправдоподобным, но девушка охотно принимала все, что говорил гость. Барина поражали способности Олеси: «Знаешь, что меня удивляет в тебе, Олеся? Вот ты выросла в лесу, никого не ви­давши. Читать ты, конечно, тоже много не могла...
А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни».
 
«О любви меж­ду нами не было сказано еще ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью». Но однажды отношения между ними изменились. Олеся больше не провожала гостя, они ни о чем не говорили. Несколько дней Иван Тимофеевич не был в избушке по болезни, но когда пришел, Олеся снова была ему рада. «На этом прелестном, новом для меня лице в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и такая сияющая улыб­ка любви...» В этот день Олеся призналась в любви, предсказание стало сбываться.
 
Девушка знала, что будет несчастна, как все обер­нется, но пошла на это: «Я думала, что можно уйти от судьбы. Те­перь мне все равно, все равно... Потому что я люблю тебя». А слова: «Я никогда не попрекну тебя, ни к кому ревновать не стану...» — в них выражается глубокое, бескорыстное чувство девушки. Каким же сильным должно быть это чувство, чтобы ради него потом быть несчастной: «... кажется, все бы на свете отдала, лишь бы с тобой хоть минуточку еще побыть. Пусть, думаю, что будет, то будет, а я своей радости никому не отдам». Ваня, так она его называла, тоже боялся, но он любил ее. Почти целый месяц продолжались их встре­чи, но приближалось время отъезда. Ваня не мог сказать любимой это, поэтому оттягивал время. Тогда Иван Тимофеевич предложил ей выйти за него замуж. Ему было все равно, что она незаконная, простая, необразованная девушка.
 
Между ними произошел разго­вор о церкви. Дело в том, что Олеся не была крещеной и в церковь нельзя ей было ходить, так как она считалась ведьмой. Девушка не соглашалась, но вслед ему сказала:«... знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь приятное... ты бы очень был доволен, если бы я когда-нибудь пошла в церковь?» На это она шла ради него! У Вани было смутное влечение сердца отговорить ее, но он не послу­шался его. С этого момента их отношения неумолимо приближа­лись к трагической развязке. «Олеся переломила свою боязнь и при­шла в церковь. Иван Тимофеевич узнал от одного человека, что на площади перебродские девчата поймали ведьму, окружили ее, хо­тели вымазать дегтем, избили, но ей чудом удалось убежать.
 
Когда бежала, то выкрикнула угрозу. Ваня примчался в избушку, где сиде­ла старуха Мануйлиха у кровати больной Олеси. Он заплакал, а она утешала его: «Не будем же плакать, пока мы вместе, давай хоть по­следние дни проведем весело». Девушка сказала, что им с бабуш­кой надо уехать, так как она погрозилась людям: «А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут... все мы будем виноваты...», потому что были уже такие случаи. Олеся послушалась судьбы: «Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья .. А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы?» Они простились. Опасе­ния героини оправдались. Ночью пошел сильный град, который побил жито у селян. Иван поехал предупредить женщин об опасно­сти, но когда он приехал, их уже не оказалось. Герою самому нужно было уезжать, так как о нем громада кричала недоброе.

Итак, мы видим, чем закончилась любовь героев. Но все-таки, какие же причины обусловили трагичность их судеб?

Во-первых, герой сам виноват. Он оказался слабым, не нужно было вообще ему идти в эту избушку, не надо было встречаться с Олесей. Послушался бы он того, что сказали карты. Но в конце концов он мог забрать ее с собой туда, где бы их не знали. Может, если бы Ваня послушал сердца и не позволил Олесе пойти в цер­ковь, никто бы ее не тронул. Олеся тоже знала, к чему могут приве­сти их отношения, но продолжала встречаться с ним. Еще в этой трагедии виноваты люди, их темнота, забитость, страх перед ведь­мами и колдунами.

А как захватывает нас сюжет повести «Гранатовый браслет», где показана рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо! Любовь чистая, безответная, бескорыстная, «сильная как смерть». Никакие жиз­ненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться. 
 
Для Желткова жизнь — это любовь. Вмешались в его чувства, оскорбили их — значит, унизили его достоинство. Князь Шеин, муж Веры Николаевны, — добрый и справедливый человек. Он с сочувствием относится к почтовому чиновнику Желткову, страстно влюб­ленному в его жену. Он понимает, что на. его глазах развернулась «громадная трагедия души», и, отбросив предрассудки, проявляет глубокое уважение к чувствам маленького человека. Но грубое вме­шательство в святые чувства, в прекрасную душу убили Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молит­ву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Так описывает любовь А. Куприн. Читаешь и думаешь: навер­ное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было. Книги Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь.[/sms]
09 ноя 2007, 11:40
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.