Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по произведению Оноре де Бальзака)


Сочинение: Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по произведению Оноре де Бальзака)

Сочинение: Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по произведению Оноре де Бальзака)Центральный образ небольшой бальзаковской повести «Гоб­сек» — образ большой обобщающей силы. В нем воплотилась одна из главнейших тем мировой литературы — тема скупости. Гарпагон Мольера, Плюшкин Гоголя, Скупой Пушкина — люди, почувствовавшие власть, которую дают деньги своему обладателю, и подчинившиеся этой власти. Гобсек — еще одна яркая фигура в этой галерее типов.

Профессия Гобсека — ростовщик. Эта профессия дает возмож­ность обогащения, ничего не делая, давая деньги под залог. Гобсек хорошо усвоил главный принцип отношений в обществе: «Так лучше уж самому давить, чем позволить, чтобы тебя давили». Он про­шел суровую школу жизни: «В десятилетнем возрасте... отплыл в голландские владения Ост-Индии, где скитался двадцать лет». Слу­жил юнгой, был золотоискателем, пиратом, шпионом. Годы скита­ний, отсутствие в жизни героя любви, тепла, участия породили философию паука, обладающего мертвой хваткой.
[sms]
За бесцветной, незаметной внешностью героя скрывается вы­жидающий своего часа хищник. Богатство его тоже скрыто от чело­веческих глаз за нищенской обстановкой. Здесь едва тлеют головни в камине, письменный стол накрыт потертым сукном. Читатель невольно задает себе вопрос: для чего же этот человек копит день­ги, если даже ему самому они не приносят никакой радости. Богат­ство само по себе, деньги ради денег — вот цель жизни Гобсека, не знающего ни сочувствия, ни сострадания, «человека-векселя».

Завладев богатством семейства Ресто, Гобсек не хочет расста­ваться с ним даже предчувствуя смерть. Уже тяжело больной, он участвует в крупной афере, не брезгует взятками, подношениями: «Каждое утро он получал дары и алчно разглядывал их, словно ми­нистр какой-нибудь или набоб, обдумывающий, стоит ли за такую цену подписать помилование. Умирающий Гобсек, уже теряя по­следние силы, поднимается с постели: ему чудится, будто по ком­нате катится золото.

Поучая молодого стряпчего Дервиля, Гобсек утверждает, что в мире нет ничего прочного, что понятие нравственности условно, а законы морали — словоблудие, а «из всех земных благ есть только одно достаточно надежное... Это... золото». Он утвержда­ет, что основа отношений между людьми — эгоизм. Он раскры­вает перед Дервилем тайные пружины устройства общества, госу­дарства, где «для охраны своего добра богачи избрали трибуналы, судей, гильотину».

Действительно, рядом с ростовщиком Гобсеком Бальзак пока­зывает светское общество, в котором деньги властвуют над людьми. Рисуя образ графини де Ресто, автор срывает маску порядочности, Утонченности, набожности с аристократии. Графиня роется в доку­ментах только что умершего мужа в страхе перед нищетой, в борьбе за наследство. Разоблаченная в связи с ничтожным человеком, она не мучится раскаяниями, ее совесть — деньги. Большое наслед­ство, полученное молодым де Ресто, примиряет семью Камиллы Гранлье со скандальной репутацией его матери. Деньги — закон *изни не только для буржуа, но и для аристократии. [/sms]


В повести «Гобсек» Бальзак показывает, что деньги могут пол­ностью подчинить себе человека, лишить его всего человеческого. Эта повесть — грозное предупреждение читателю: пустое накопи­тельство ведет кдуховной смерти.
09 ноя 2007, 09:47
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.