Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Образ Петербурга в романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л. Н. Толстого «Война и мир»


Сочинение: Образ Петербурга в романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение: Образ Петербурга в романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л. Н. Толстого «Война и мир»Два величайших писателя Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Ве­ликого — Петербург. Свое негативное отношение к северной сто­лице они отразили в своих бессмертных произведениях. «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — констатирует Свидригайлов, герой романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
 
И действительно, Петербург театрально красив, но абсолютно плоский и прямой, как шахматная доска. Единственное отступление плоскости — это арки мостов, единственное нарушение пря­мизны — это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красота­ми этого города и одновременно сходить с ума от ощущения замкнутости и одиночества.
[sms]
Это происходит с героями романов Достоевского. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», — пишет Достоевский в «Преступлении и наказании», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки — большого города.
 
Только в духоте узких улочек, в тесно­те ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорб­ленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поеди­нок смерти и молодости... Картину тесноты, нравственной подав­ленности людей, ютящихся «на аршине пространства», дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе.
 
Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объе­диняет злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пья­ный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказы­вает Мармеладов страшную историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, рав­нодушного к судьбе человека: «необычным холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы;.духом немым и глу­хим полна для него эта картина».

Если для Достоевского Петербург—это холодный исполин, ог­ромная бездна, мрачный город доходных домов, дворцов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город-соучастник преступле­ния Раскольникова, то для Толстого Петербург — замкнутое про­странство, «тюрьма» для души, где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспомним, как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и гостиных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече с ним: "Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для меня".
 
Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубно влияет на Пьера после того как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет, кутит, устраивает нелепые шалости вроде случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни.

Подобно напряженной искусственной архитектуре этого горо-да, искусственность и фальшь царят в душах представителей петер­бургского высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера, богатство — вот их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь на­сквозь пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловну Шерер, и лакированные от чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любезность таких, как Друбец-кой. В этом обществе нет ничего правдивого, естественного, про­стого (того, что так ценит в человеке Толстой). Их речь, жесты, ин­тонации и поступки определяются «условными правилами светс­кого поведения». Город, в котором они живут, сыграл с ними мрач­ную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и подобию.

Несмотря на то, что два величайших писателя по-разному изобразили Петербург в своем творчества, отношение их к городу одинаковое: оба они не любят и не принимают его. [/sms]
08 ноя 2007, 16:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.