Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Сочинение: Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение: Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения вели­кого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой природе. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудовищную идею.

Действие романа «Преступление и наказание» разворачивает­ся не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода симво­лом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия. Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные зако­улки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и нечем дышать от вони и грязи; на каждом углу попадаются пья­ные, оборванцы, продажные женщины.
 
В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, которую «где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили на улицу».
[sms]
Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «по­хожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комна­те у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в каби­нете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существо­вания главных действующих лиц романа, становятся предвестни­ками недобрых событий.

Предвестником недобрых'событий является также красный цвет.-За полтора месяца до убийства Раскольников отправляется зало­жить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными ка­мешками» — подарок сестры на память. «Красные камешки» ста­новятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цве­товая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармела­дова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвра­щаются к преступлению...
 
Глаза Раскольникова уже привыкли «к городской пыли, к известке и к громадным теснящим и давящим домам». Отврати­тельны не только улицы, мосты и дворы, но и жилища героев романа — «нищие, униженные и оскорбленные». Гнетущее впе­чатление производят многочисленные и подробные описания кривых лестниц, низких площадок и серых комнат-клеток. В такой крошечной каморке, больше похожей на «гроб» или шкаф», где «вот-вот стукнешься головой о потолок», влачит свое существование главный герой. Неудивительно, что здесь он °Щущает себя задавленным, забитым и больным, «тварью дро­жащей».

В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губи-Тельная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспален­ном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убий­ства. Он —типичное порождение Петербурга, он, как губка, впи­сывает ядовитые испарения смерти и тления, и в душе его про­водит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце переполняет боль за страдания людей.
 
Он не задумываясь отдает последнюю копейку попавшим в беду Катерин Ивановне и Соне, пытается помочь матери и сестре, не остается безучастным к незнакомой проститутке на улице. Но тем не менее раскол в его душе слишком глубок, и он переступает черту, отде­ляющую его от прочих людей ради того, чтобы «сделать первый шаг» во имя «всеобщего счастья». Раскольников, возомнив себя сверхчеловеком, становится убийцей, как некогда стал убийцей и Палачом сам этот город. Его великолепные дворцы стоят на кос­тях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и преклятия застыли в его изысканной архитектуре.

Петербург не раз становился действующим лицом русской ху­дожественной литературы.

A. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всадни­ке», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург неоднозначен:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит...


B. Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Н. В. Гоголя — оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта край­не бедная и убогая жизнь.

Только что мы познакомились с Петербургом Достоевского. Можно сделать вывод, что все вместе пейзажные картины Петер­бурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» — создают об­щее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, да­вит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.

Традиции изображения Петербурга были продолжены такими замечательными поэтами, как А. Ахматова и О. Мандельштам. У каждого из них тоже свой город. В произведениях Ахматовой ее любимый город представлен красивым и величественным, как У Пушкина. Город Мандельштама — жутковато-черный, ближе к тому, как его изобразил Достоевский:

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток. 
[/sms]
08 ноя 2007, 15:30
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.