Последние новости
06 дек 2016, 22:35
Сегодня, 6 декабря 2016 года, в районе между деревней Богословка и посёлком Черёмушки в...
Поиск

» » » » Сочинение: Порок под личиной добродетели (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)


Сочинение: Порок под личиной добродетели (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)

Сочинение: Порок под личиной добродетели (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)Когда пытаешься охватить мысленным взором все бесконечное количество сатирических персонажей, встающих перед нами со стра­ниц сочинений М. Е. Щедрина, то поначалу даже теряешься: такое их множество и столь они разнообразны. Один из самых известных сатирических персонажей Щедрина—Иудушка Головлев, главный герой романа «Господа Головлевы».

Чем же привлек всеобщее внимание Порфирий Владимирович Головлев — благообразный человек с мягкими, вкрадчивыми мане­рами и елейно-ласковой речью? Что представляет собой этот сати­рический образ, сразу же после опубликования романа признан­ный классическим?

В первой же главе романа мы сталкиваемся с характеристикой Порфирия Владимировича Головлева: «Порфирий Владимирович, — пишет Щедрин, — известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать.
[sms]
Неслыш­но отворит, бывает, дверь маменькиной комнаты, неслышно про­крадется в уголок, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с маменьки, покуда она пишет или возится со счетами. Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваниям. И тогда этот пристально устрем­ленный на нее взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает: яд или сыновнюю по­чтительность». Прозвища эти сразу же вскрывают сущность героя. Порфирий не был Иудой, а именно Иудушкой. Он был лишен того размаха, который отличал мрачную фигуру, запечатленную в Евангелии. Иудушка ни одного крупного проступка за всю жизнь не совершил.

Предательство — неотъемлемое свойство его личности. Он пре­дает всех и всегда. Но и личность, и поступки его до такой степени мелки, будничны, повседневны, что вызывают не столько негодо­вание, сколько чувство брезгливости и омерзения. Иудушка — хан­жа, лицемер, пакостник и пустослов Иудушка — продукт материа­лизации гнилых испарений головлевского гнезда. Прослужив бо­лее тридцати лет в департаменте, он в совершенстве овладел фор­мальной, показушной деловитостью, которая так ценится началь­ством. Иудушка дослужился до генеральскою чина.

Выйдя в отставку и поселившись в Головлеве, он полностью пре­дался бесконтрольной праздности, имевшей «все внешние формы усидчивого, непосильного труда». Было что-то паучье в ухватках Иудушки, в способах нападения на жертву. Иудушка, наметив оче­редную жертву, начинает кружить вокруг нее и усыплять ее бдитель­ность клейкой патокой словесного гноя. Поэтому в речи Иудушки преобладают уменьшительные, ласкательные суффиксы, пришепе­тывающие словесные обороты. Он почти никогда не говорит: бог, мужик, масло, хлеб. В его устах слова постоянно обретают елейно-сюсюкающий вид: боженька, мужичок, маслице, хлебец.

Выступая в роли кровопивушки, он обставляет свои действия злейшего ростовщика так, чтобы по форме они выглядели актом христианского благодеяния. Так он поступает всегда. Ему нужды нет, что в святость его поступков никто не верит. Для него важно, чтобы по форме все обстояло как положено. Иудушка ограбил соб­ственную мать и выгнал ее из дома, но проделал все это, соблюдая видимость самой преданной сыновней почтительности. В жизни Иудушка — актер. Он постоянно играет в инсценированной им комедии роль, и притом всегда самую подлую. Иудушка религио­зен, но и с Богом он лицемерит, охотно участвуя в разыгрывании обрядовой стороны религии. Он знает массу расхожих афоризмов, затертых прописных истин, которыми отгораживается от необхо­димости принимать неугодные ему решения.

В Головлево неожиданно приезжает Петенька, молодой офи­цер, единственный оставшийся в живых сын Иудушки. Отец зара­нее решает: если сын приехал за деньгами, отказать. Он репетирует сцену предстоящего разговора, подбирает афоризмы, от которых, как от непробиваемой брони, отскакивают все резоны. Не получив от отца помощи, Петенька погибает. Когда при аналогичных об­стоятельствах застрелился старший его сын, Володя, Иудушка от­служил по нему панихиду. Так же он поступил и на этот раз. Ни раскаяния, ни угрызений совести: он поступил по закону Иудушка любит ссылаться на законы. Закон, как и Бог, который не сходит с его языка, — его нравственная опора, точнее, основа его безнрав­ственной философии.

Конец Иудушки закономерен. Он, всю жизнь чтивший церков­ную обрядовость, умирает без покаяния. В глухую ночь отправился Порфирий проститься с могилой матери, а утром нашли у дороги засыпанный мокрым снегом окоченевший труп. Оказалось, что со­весть у Иудушки не отсутствовала начисто, а только была загнана и позабыта. Но было уже поздно. Слишком долго он грешил, чтобы можно было что-то изменить и исправить. Этим завершающим штрихом, свидетельствующим о способности автора проникать в самые потаенные глубины человеческой психологии, Салтыков-Щедрин подвел итог мрачной и запутанной истории деградации личности в буржуазном мире.[/sms]
08 ноя 2007, 14:30
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.