Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: «Сказка — ложь, да в ней...» ( по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина)


Сочинение: «Сказка — ложь, да в ней...» ( по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Сочинение: «Сказка — ложь, да в ней...» ( по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина)Ах, эти сказки... Читая или слушая сказки, мы попадаем в мир, где добро всегда торжествует над злом. Сказка вообще такой жанр, в котором за внешней простотой скрывается сложность и многооб­разие человеческих отношений.

Один из замечательных писателей второй половины XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин неоднократно прибегал к жанру сказок. Народные русские сказки всегда привлекали писателя своей жизненной правдой, лукавым юмором, осуждением зла, неспра­ведливости, тупости, предательства, трусости, лени, прославлени­ем добра, благородства, ума, верности, мужества,трудолюбия, злой насмешкой над угнетателями, сочувствием и любовью к угнетен­ным. В фантастических, сказочных образах народ отражал явления реальной действительности, и это делало сказки родственными та­ланту Щедрина.

Всего писателем было создано более 30 сказок. Первые три сказ­ки («Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Про­пала совесть», «Дикий помещик») были написаны в 1869 году. Од­нако если вначале создавались лишь отдельные произведения это­го жанра, то в 80-е годы в печати вышла целая книга, «Сказки для детей изрядного возраста». Через все сказки Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: народ и самодержавное государство, народ и паразитические классы, народ и буржуазно-дворянская интеллигенция.
[sms]
Враждебность самодержавия народу, культуре и искусству пре­красно показана в сказке «Орел-меценат». Хищный и беспощад­ный орел, который привык разбойничать, по совету приближен­ных, начал «покровительствовать» наукам и искусствам, хотя сам был невеждой и «никогда... ни одной газеты не видывал».

Учителей своих—сову и сокола—орел разодрал надвое, соловья за то, что в нем «искусство» в холопских рамках усидеть не могло и беспрестанно на волю выпирало... живо запрятали в «куролеску». Дятлазато, что он был грамотен «нарядили... в кандалы и заточили в дупло навечно», затем последовал погром в академии, где сычи и филины науку «отлихого глаза» оберегали, у воронятазбуку отобра­ли, «истолкли оную в ступе и из полученной массы наделали играль­ных карт». Сказка кончается мысльюотом, «что просвещение для орлов вредно...» и что «орлы для просвещения вредны».

Беспощадному осмеянию подверг Щедрин царских чиновни­ков в «Сказке о ретивом начальнике». В ней великий русский писатель дает тип бюрократа-самодура, вся деятельность которо­го свелась к тому, что он «народное продовольствие — прекратил, народное здравие - упразднил, письмена — сжег и пепел по ветру развеял».

Трагическое положение закабаленного, ограбленного и бесправ­ного народа, его каторжный труд, плоды которого достаются «пус­топлясам», показаны в сказке «Коняга». Образ Коняги — символ порабощенной Родины и истерзанного угнетателями народа. «Це­лая масса живет в нем, не умирающая, не расчленимая и не истре-бимая». Жизнь народа — непрерывный каторжный труд. Бремя не­выносимой подневольной работы превращает тр>д в проклятие, в «ноющую боль», лишает жизнь радости. «Для всех поле — раздо- лье, поэзия, простор, для Коняги оно — кабала... Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязания». Трудом Коняги живут «пустоплясы»: «Коняге—солома, а Пустоплясу — овес». «Пу­стоплясам» нет никакого дела до народа, им нужен лишь его труд, нужна его жизнь, «способная выносить иго работы».

С ненавистью и презрением нарисованы Щедриным образы «пустоплясов» — врагов народа, с горячим сочувствием и любовью ~- образы мужика и Коняги. Сказки гениального сатирика были проникнуты любовью и сочувствием к народу, глубоким оптимиз­мом, верой в то, что народ упорной борьбой завоюет себе счастли-вуюдолю.

Типичными фигурами для эпохи, в которую создавались сказ­ки, были беспринципные, подлые буржуазные интеллигенты, бол­тавшие о «свободе и общественности», а наделе служившие царс­кому правительству и господствующим классам. Такие интеллигенты нарисованы Щедриным в сказках «Обманщик-газетчик», «Гиена», «Вяленая вобла», «Либерал». Особенно замечательна последняя сказка. На борьбу за свои убеждения либерал не способен. Действу­ет он только в «пределах», указанных начальством, «помаленькуда полегоньку, не торопясь да богу помолясь», и в конце концов стано­вится откровенным подлецом, у которого «идеалов и в помине уже не было — одна мразь осталась».
 
Презрением, гневным издеватель­ским смехом карал писатель и трусливых обывателей, думавших только о спасении собственной шкуры, о личном самосохранении. Такой трусливый обыватель выведен в сказке «Премудрый пескарь». Бесполезное, «распостылое» существование этого «просвещенно­го, умеренно-либерального» обывателя наполнено вечным страхом и испугом. «Он жил и дрожал — только и всего». О борьбе и проте­сте пескарь, забившийся в свою тесную и темную нору, никогда не помышлял. «И начал, дрожа, помирать. Жил — дрожал,'умирал — дрожал». «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пес­кари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей Мере бесполезные пескари».

Именно бессмысленная жизнь труса-пескаря помогает нам по­нять, что надо жить так, чтобы давать тепло другим людям, радость ~ только в этом счастье настоящего человека.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — средство борьбы за осво­бождение угнетенных «от тех посрамлений, которые наслоили на них века подъяремной неволи...» они созданы в эзоповской манере.

Образы сказок Щедрина отличаются необыкновенной жизнен­ностью. Многие годы, прошедшие со дня смерти писателя, не при­тупили их актуальности.[/sms]
08 ноя 2007, 14:25
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.