Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»


Сочинение: Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение: Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»Поэма «Кому на Руси жить хорошо» занимает центральное место творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественм итогом более чем двадцатилетней работы автора, в которой заново осмыслены все волновавшие его проблемы. Некрасов не толь­ко создал особый жанр социально-философской поэмы, он подчи­нил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину Рос­сии в ее прошлом, настоящем и будущем. Начинается поэма со слов: «В каком году—рассчитывай, в какой земле — угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит поэт. Имеется в виду реформа 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Таким образом, в центре поэмы, необычайно широко охватыва­ющей народную жизнь, — изображение пореформенной России, рассуждения о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разоре­нии, о невозможности для народа так жить дальше. Крестьянский вопрос Некрасов считал основным в современной ему России. Поэт показывает нищету, голод, пьянство, тяжелую и бесправную крес­тьянскую долю.
[sms]
С одной стороны, в поэме показана высокая духов­ность народа (когда, например, Яким во время пожара спасает лю­бимые им картиночки и иконы, забывая при этом о богатстве, ко­торое с большим трудом скопил в течение всей жизни). С другой стороны, показаны неграмотность, невежество, убогость вкусов на­рода, ограниченность крестьянского сознания. Н. А. Некрасов меч­тает о том времени, когда мужик «не Блюхера и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет».

Начав писать «по горячим следам», то есть сразу после рефор­мы, Некрасов бесконечно расширил свой первоначальный замы­сел. Поиски «счастливцев» на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий «сча­стье», «свобода», «честь», «покой», ибо вне этого философского ос­мысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть бУДУщее народа.

В поэме представлена немыслимая ситуация, когда семь крес­тьян из различных деревень, задавшись вопросом «Кому же на Руси живется хорошо?» и не сумев найти однозначного ответа на него, Решают искать правды «в миру», причем не просто искать, а «В Домишки не ворочаться, не видеться ни с женами, ни с малыми Ребятами, ни с стариками старыми, покудаделу спорному решенья Не найдут». Каждому из них представляется свой идеал абсолютно счастливого человека. Это и помещик, и чиновник, и поп, и купец, и боярин, и министр государев, и сам царь. Само же счастье для мужичков крайне просто и неприхотливо: «по пуду в день» «хле­бушка», «по ведру бы водочки», а «утром бы огурчиков», «а в пол­день бы по жбанчику холодного кваску», а «вечером по чайничку горячего чайку».

Путешествуя по различным деревням и городам, мужики при­ходят к выводу, что понятие счастья везде различно. Для одной старушки это урожай в тысячу реп на «небольшой гряде», для побывавшего «в двадцати сражениях» солдата — жизнь после того, как «не убит» «за провинности», а нещадно «бит палками», и все равно, «хоть пощупай», жив. Каменотес, несмотря на непосильно тяжкий труд, все равно счастлив. Ведь живет с семьей и «не знает нужды», потому что с раннего утра иногда выходит «щебенки наколачивать в день на пять серебром». Счастлив и «любимый раб» князя, потому что «с французским лучшим трюфелем тарел­ки... лизал» и «напитки иностранные из рюмок допивал». Один мужик считает, что «счастье наще — в хлебушке», другой — в том, что не погиб на охоте от лап медведя, как трое его товарищей.

Выходит, счастливы все, только каждый по-своему. Даже ни­щие, и те счастливы оттого, что у порога их лавочник «встречает подаянием», а если вдруг какой-то из них забредет в дом, то его «почтенно» «проводят до ворот». Только если у богатых счастье может заключаться и в богатстве в том числе, то у крестьянина оно «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями».

Семь странствующих мужиков-правдоискателей — это симво­лический образ России, свидетельствующий о том, что крестьян­ская Русь пробудилась, ожила. Мужики еще не понимают, что вопрос: кто счастливее — поп, помещик, купец, чиновник или царь, — характеризует ограниченность их представлений о счас­тье. Встреча с попом уже в начале поэмы показывает, что своего, крестьянского, понимания счастья у мужиков нет. Но в произве­дении отражена эволюция народного сознания, когда правдо­искатели постепенно приближаются от формулы счастья попа к правде Гриши Добросклонова:

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
Мы же немного
Просиму Бога:
Честное дело
Делать умело
Силы нам дай!

Созданные Н. А. Некрасовым образы Матрены Тимофеевны, Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина и многих других свидетельствуют о том, что крестьянская Русь очнулась. Постепенно в поэме складывается иной образ счастливого человека. И этим счастьем является борьба за народные интересы:

Довольно, окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином!
[/sms]
08 ноя 2007, 13:35
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.