Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: Авторская позиция в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Сочинение: Авторская позиция в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение: Авторская позиция в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»В письме Герцену 16 апреля 1862 года Тургенев называет своего героя «волком», а в письме Случевскому говорит о «бессердечнос­ти» и «безжалостной сухости» Базарова. Он представляет собой едва ли не природную силу; почти так определяет его Тургенев в том же самом письме Случевскому: «...фигура ...дикая... до половины вы­росшая из почвы».

«Он... демократ до конца ногтей», — пишет Тургенев о Базарове в письме Случевскому. Роман подтверждает это определение и в то же время обнаруживает необычность базаровского демократизма, доходящего до крайности.

В базаровском отрицании живет пафос нравственного непри­ятия современного мира, он-то и делает «нигилиста» противни­ком существующего порядка. Но Тургенев, как видно, убежден в том, что этот пафос не может выйти за пределы платонических порывов, если он не опирается на инстинкты и силу «хищника», способного идти напролом, ни с чем не считаясь, сокрушая или ненавидя все, что ему противится. Невозможно даже мысленно вообразить себе Базарова, который любит поэзию, наслаждается красотой природы, который самозабвенно предан женщине, — и остается при этом беспощадным разрушителем, необузданным мятежником, «фигурой сумрачной, дикой ... сильной, злобной». Одним словом, тем, кого предлагается называть революционе­ром.
[sms]
Базаров, полюбивший Пушкина и Моцарта, Базаров, на­слаждающийся прелестью вечернего пейзажа, Базаров, самоот­верженно обожающий возлюбленную, — уже не Базаров. Это совершенно другой человек, может быть, более приятный и близ­кий читателю, но другой. Неспособный на «полное и беспощад­ное отрицание», не обреченный на роковую и неповторимую базаровскую судьбу.

Нужно ли удивляться тому, что любовь Базарова к Анне Серге­евне Одинцовой оказывается переломным пунктом в его судьбе, тому, что любовные переживания героя на наших глазах перераста­ют в настоящий духовный кризис? Неразрывное сплетение качеств, о которых шла речь, образует основу базаровской личности, и лю­бовь не могла явиться прибавлением ко всему этому. Любовь для Базарова — сила чуждая, враждебная, угрожающая разрушением его душевному строю. Так она и воспринимается: «...что-то другое в него вселилось», «... с негодованием сознавад романтика в самом себе» — как будто говорится о чем-то постороннем, о каком-то дру­гом человеке, а не о его же собственном «я».

В беседе с Я. П. Полонским Тургенев говорил о трагическом противоречии как о столкновении двух «равнозаконных» великих правд. Именно такое противоречие входит в жизнь и сознание Ба­зарова. Революционность и человечность оказываются несовмес­тимыми, потому что у каждой стороны своя правота и своя непра­вота. «Полное и беспощадное отрицание» оправдано как единствен­ная в современных условиях серьезная попытка действительно из­менить мир, покончив с противоречиями, которые так и не разре­шили века существования гуманистической культуры. По-своему оправдан и враждебный полемизм, отметающий стремление к гар­монии, а вместе с ним — нравственный пафос альтруизма, эсте­тизм, чувствительность и человечность. Разве все это не оборачива­ется в конце концов примирением с несовершенством и неспра­ведливостью мира?

В эпилоге романа автор говорит о «страстном, грешном, бунту­ющем» сердце Базарова. Эти определения в наибольшей степени отвечают особой природе трагического героя. Базаров действитель­но таков: он бунтует против законов объективной необходимости, которые невозможно изменить или обойти. Однако для Тургенева бесспорно и то, что «нигилизм» неизбежно приводит к свободе без обязательств, кдействиям без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы.[/sms]
08 ноя 2007, 08:23
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.