Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Роль злого начала в исканиях и судьбе Фауста (по трагедии И. В. Гете)


Сочинение: Роль злого начала в исканиях и судьбе Фауста (по трагедии И. В. Гете)

Сочинение: Роль злого начала в исканиях и судьбе Фауста (по трагедии И. В. Гете) Творчество И. В. Гете открывает собой новую страницу в истории мировой классической литературы. Его произведения отра­зили искания целой эпохи, они овеяны идеями борьбы с суевери­ями и предрассудками, с варварством и тиранией, наполнены сомнениями, отрицанием и глубокой верой в торжество человече­ского разума.

На крутом историческом переломе XVIII—XIX веков, ознаме­нованном Великой французской революцией 1789—1794 годов, наблюдался необыкновенный взлет драматического искусства. Особенно значительны успехи драматической поэзии были в Гер­мании. Целый ряд замечательных трагедий создает Ф. Шиллер, а Гете пишет свою знаменитую философскую трагедию «Фауст», в основу которой положено столкновение идей, принципов, миро­воззрений и поиска истины.
[sms]
Главный герой произведения — Фауст — искатель истины, который готов во имя ее на серьезные жертвы. В «Фаусте» Гете идеал счастья, доставляемого человеку знанием и трудом, торже­ствует над угрозой расплаты. И довольно сложная, но, бесспор­но, важная роль в исканиях и судьбе Фауста принадлежит Мефи­стофелю.
С самого начала драмы ведется спор о человеке, о смысле его жизни, о его роли в этом бесконечном мире. Мефистофель дает человеку уничтожающую характеристику:

Бедняга человек! Он жалок так в страданье...

С издевкой высказывается Мефистофель и о разуме человека:

... свойство это
Он на одно лишь смог употребить —
Чтоб из скотов скотиной быть!

Этому мнению противопоставлена вера Господа в то, что

... Чистая душа в своем исканье смутном
Сознаньем истины полна!


Так, Мефистофель, являясь воплощением сомнения, отрица­ния и разрушения, стремится сбить Фауста с его пути и повести «путем превратным за собою». Но удастся ли ему это? Заставит ли он Фауста произнести: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» — признав тем самым, что далее ему нечего искать, что все лучшее в жизни он уже увидел и познал?..

Ответы на эти вопросы дают нам те эпизоды, где Мефи­стофель выступает с осуждением действительности, дает меткую характеристику тогдашних наук, рассматривающих живую при­роду как нечто неизменное. Так, например, он дает насмешли­вые советы простоватому и глуповатому ученику: «держаться сло­ва», так как

... Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются...


Эта насмешка является утверждением идеи Фауста — не быть рабом пустых фраз в борьбе за истину.

Мефистофель вступает в спор с Фаустом, иногда подшучивает над ним; он изысканно, лукаво беседует с Маргаритой, и все же не одерживает победы. В финале он проигрывает, так и не сумев до­казать ничтожность человека. Его насмешки, циничное отноше­ние к человеку и к жизни вызывают протест Фауста, желание спо­рить, бороться, отстаивая свои взгляды.

Мефистофельявляется движущей силой в продвижении Фаус­та вперед, воодушевляет его на борьбу. И в конечном итоге подво­дит его к осознанию:

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!


Гете отвел Мефистофелю ведущую роль в произведении, на­делил его скептицизмом и остроумием — чертами, присущими выдающимся мыслителям XVIII века. Сомнение и отрицание, утверждает автор в своем произведении, являются плодотворны­ми, когда выступают одним из элементов познания этого мира. Таким образом, образ Мефистофеля отражает самую суть суще­ствования мира, в его противоречиях и вечной борьбе противо­положностей.[/sms]
07 ноя 2007, 15:29
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.