Последние новости
04 дек 2016, 17:43
Девушка погибла в результате сильного наводнения в испанском городе Малага, сообщает...
Поиск



» » » » Сочинение: Причины трагедии Печорина и Онегина


Сочинение: Причины трагедии Печорина и Онегина

Сочинение: Причины трагедии Печорина и ОнегинаПеред нами два выдающихся произведения двух великих авто­ров. И два, вроде бы разных, но в то же время очень похожих друг на друга героя. Попробуем разобраться, в чем же заключается их сходство, сходство их жизней и причины трагичности их судеб?

Евгений Онегин — молодой дворянский интеллигент начала XIX века, а Григорий Печорин — молодой человек, принадлежа­щий уже к поколению 30-х годов. Оба они представители выс­шего светского общества. Их «лучшие» молодые годы проходят в «борьбе с собой и светом». «В первой моей молодости... — расска­зывает Печорин Максиму Максимычу, — я стал наслаждаться бе­шено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели». То же происходит и с Онегиным.
 
«Условий света свергнув бремя», оба они пытались заняться наукой, чтением книг, но охладели и к ним. Оба отрица­ют любовь и счастье в семейной жизни. Основное же сходство этих героев состоит в том, что оба они являются представителями мыс­лящих людей своего времени, обладают несомненным умом и кри­тически относятся к себе и свету.
[sms]
Характер пушкинского героя сложен и противоречив, сочета­ние его положительных и отрицательных качеств постоянно об­наруживается на протяжении всего романа, но чем больше мы узнаем об Онегине, тем больше убеждаемся, что основные черты его характера обусловлены влиянием воспитания и обществен­ного положения. Отец, богатый чиновник, поручил воспитание сына иностранным гувернерам и гувернанткам, которые учили его «шутя», не слишком обременяясь своими обязанностями. По­добно многим молодым людям его времени, в юности Онегин был увлечен светом, но свет скоро наскучил ему. Получив наследство, он едет в деревню, надеясь воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы. Там он некоторое время на­ходит для себя интересные занятия, но вскоре опять начинает скучать.

Автор неоднократно подчеркивает, что преимущественное со­стояние Евгения — скука. Ничто не может развеять его «тоскую­щую лень», «труд упорный ему был тошен», нет применения его творческим силам: он дожил до двадцати шести лет «без цели, без трудов», томясь «в бездействии досуга». Но нельзя сказать, что свет­ская жизнь убила в Онегине чувства, — она, по словам Белинско­го, только «охолодила к бесплодным страстям и мелочным развле­чениям».
 
Знакомясь с героем далее, мы видим, что он не был ни холоден, ни сух, ни черств, что в душе его жила поэзия и что вооб­ще он был не из числа обыкновенных людей. Озлобленный ум так­же является признаком глубокой натуры. А разочарование в жиз­ни и в себе самом свойственно людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Бездеятельность и пошлость душат Евгения, но он не может найти себе занятия по душе, зато хорошо понимает, что его не устраивает то, чем так «счастлива самолюби­вая посредственность».
 
Эгоизм и безразличие героя к чувствам окружающих его людей повлекли за собой то, что он, как и Лермонтове кий Печорин, при­носит другим лишь страдания. Так, дружба с Ленским оканчива­ется трагически (как ни протестовал благородный ум Евгения про­тив дуэли, верх взяли социальные условности, сформированные светом). Любовь проходит мимо, так как «науку страсти нежной» он изучал в светских салонах и гостиных, где ценилось умение «ли­цемерить». Естественно, что испорченный светом, он не смог оце­нить искренности и свежести чувства Татьяны. И лишь позже, по­трясенный убийством Ленского, он обрел способность к большо­му сильному чувству.

И все же Онегин обладает многими положительными качества­ми: проницательным умом, способностью к честности в отноше­ниях с людьми. Праздность и пошлость избранного общества да­вят на него. Здесь он «казался чужим», так как был выше уровнем, чем посредственные представители данного круга. И это общество старается подвести Евгения под свои рамки.

Онегинский характер сформировался в определенных обще­ственных условиях, в определенную историческую эпоху. Его скептицизм, разочарование — это отражение общего «недуга но­вейших россиян», который охватил в начале XIX века лучших представителей дворянской интеллигенции. «Не натура, не стра­сти, не заблуждения личные сделали Онегина лохожим на этот портрет, — делает вывод Белинский, — а век», и продолжает далее: «Другой поэт представил нам другого Онегина под именем Печорина, — пушкинский Онегин с каким-то самоотвержением отдался зевоте; лермонтовский Печорин бьется насмерть с жиз- нию и насильно хочет у нее вырвать свою долю; в дорогах — разница, а результат один...»

Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — молодой человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристское восста­ние было уже подавлено. Онегин мог уйти к декабристам (что и ду­мал показать Пушкин в десятой главе своего романа), Печорин же
был лишен такой возможности, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Потому Белинский и подчеркивал, что «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает».
 
Такое «страдательное» положение Печорина вызвано еще и тем, что он во многом глубже и одареннее Онегина. Глубокий ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, и в то же время он само­критичен. Он холоден, высокомерен, но нельзя сказать, что ему чужды чувства, и нельзя назвать его инфантильным, тем более,
безвольным человеком. Вместе с тем, его характер очень противоречив. Как говорит сам герой: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Про­тиворечивость проявляется не только в мыслях и поступках героя.

Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивал странности во внешнем облике: ему уже около двадцати пяти лет, а «в его улыбке что-то детское», глаза его «не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой, постоян­ной грусти...», а «взгляд его — непродолжительный, но проница­тельный и тяжелый, оставлял по себе столь равнодушно-спокой­ное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен».
 
Походка Печорина «была небрежна и ленива, но... он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Пе­чорина «крепкое сложение», а с другой — «нервическая слабость».

Печорин — разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям, но, в то же вре­мя, его душа находится в поиске, он стремится к деятельности, к тому же с любовью относится к природе. Противоречия проявля­ются и в его отношении к женщинам. Здесь им движет тщеславие, честолюбие: «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество вла­сти?» — говорит герой. Однако его отношение к Вере свидетель­ствует о способности к глубокому чувству. Печорин признается:  «При возможности потерять ее навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!»

С горьким чувством Печорин расценивает себя как «нравствен­ного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половинадуши. Он понимает, что ему «было назначение высокое», чувствует «в душе... силы необъятные», однако растрачивает свою жизнь на мелкие поступки, недостойные его. Причину своей тра­гедии Печорин видит в том, что его «душа испорчена светом». Это означает, что он так и не смог вырваться из общества, окружающе­го его, до конца преодолеть его нравы и устои.

Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью, но они отражают также трагедию целого поколе­ния того времени. Лермонтов в предисловии к своему роману пи­сал, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», и трагедия его в том, что такие люди «не способны к великим жертвам ни для блага че­ловечества, ни даже для собственного... счастья».

Мы видим сходство образов Онегина и Печорина, ту траге­дию, которая объединяет этих персонажей, представителей раз­ного времени, но столкнувшихся с одной и той же проблемой. Оба они оказались «лишними людьми», одинокими в русском дворянском обществе, в котором непонятым и непринятым ока­зывается любой, кто сколько-нибудь выделяется из общей «се­рой» массы. Это приводит к личной трагедии, сломанной судьбе таких людей. [/sms]
07 ноя 2007, 14:13
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.