Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Образ поэта в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова


Сочинение: Образ поэта в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Сочинение: Образ поэта в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. ЛермонтоваВ центре лирического произведения всегда находится образ лирического героя. Он не сливается с образом самого автора, но отражает его личные переживания, связанные с теми или инцми событиями его жизни, с его отношением к природе, к общественному строю, к людям; а также — представления поэта о назначе­нии поэзии, о месте и роли поэта в жизни общества.

В. Г. Белинский писал, что назначение поэзии: «развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как чело­века». Такими же стремлениями проникнуто творчество великих поэтов — А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова — поэтов, имена которых стоят рядом в русской литературе, которые стали гордо­стью и совестью народа. Похожи судьбы этих людей, похожи их взгляды на жизнь. Их произведения развивают в человеке наи­лучшие качества: чувство патриотизма, гуманности, любви к ро­дине, к природе; чувство бескорыстной любви, верной и предан­ной дружбы; стремления к борьбе с несправедливостью, борьбе за свободу.
[sms]
Схожи также их взгляда на место и роль поэта и поэзии в жиз­ни общества. Обращают на себя внимание даже названия стихот­ворений двух великих поэтов («Пророк», «Поэт»), в которых вы­ражено их понимание роли поэзии.

Всю свою творческую жизнь А. С. Пушкин посвятил тому, «что­бы доказать собою, что такое сам поэт». И сам он в своих стихах ставит перед собой великую задачу, раскрывает смысл и назначе­ние поэзии.

... Обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей, —


пишет А. С. Пушкин в стихотворении «Пророк», в котором он от­ражает величие поэта-пророка, призванного служить людям, волновать их чувства, пробуждать их мысль, вдохновлять их к по­стижению жизни. В этом стихотворении заключен основной смысл жизни и творчества поэта, в нем выражена необыкновенная энер­гия творческого познания, радость всевидящей мудрости. В мо­мент творческого вдохновения все мелкое, приземленное, суетное исчезает, перестает существовать для поэта. «Вещий» взор, «жало мудрыя змеи», а вместо сердца—«угль, пылающий огнем» — имен­но таким должен быть поэт, именно таким представляется нам сам Пушкин. Задача поэзии для него состоит в постоянном стремле­нии к гармонии, чистоте, ясности, одухотворенности.

Также и лермонтовский поэт говорит «простым и гордым» язы­ком об истинных чувствах, — чувствах, достойных человека, ис­тинных человеческих страстях.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, —

пишет Лермонтов.

Задачу поэзии оба автора видели в строгом следовании истине, преданном служении красоте, добру и справедливости. Пушкин призывал поэта равнодушно относиться к «суду глупца» и «смеху толпы холодной», оставаясь твердым в достижении своей главной цели. Быть откликом на «всякий звук», налюбое событие; смело и открыто давать оценку всему — такую задачу ставит перед поэтом Пушкин. Голос поэта автор сравнивает с эхом.

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлешь ответ.

Используя свой высокий дар, поэт должен воспитывать, вести за собой. Он — страж свободы, «судия позора и обиды», грозящий преступным силам. Именно свобода является непременным усло­вием для творчества Пушкина:

Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.

Поэт у него — свободная личность; автор обращается к нему с призывом:

...Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Слово «свобода» включает свободу политическую и духовную, свободу от рабства и от национальных, сословных, религиозных и других предрассудков. Тот же призыв к борьбе за свободу, за честь, за «сердце вольное» звучит и в знаменитом стихотворении Лермонтова «Смерть поэта», написанном после трагической ги­бели Пушкина, «свободный, смелый дар» которого стал даром всего великого русского народа. Подобно Пушкину, «с свинцом в груди и с жаждой мести», Лермонтов видит смысл поэзии в воплощении силы и действия. Его поэзия — поэзия героическо­го; его поэт служит национальному подвигу, национальной геро­ике. Быть поэтом, утверждает он, значит, быть голосом народа, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу.

Родство поэта и народа — главная идея всего творчества Лер­монтова, его завещание поэзии и поэтам всех времен. Слово поэта в его понимании — «отзыв мыслей благородных», оно должно «вос­пламенять борца для битвы». Именно в этом автор видит основ­ное предназначение поэта.

Стоит, однако, отметить некоторое отличие во взглядах авто­ров на судьбу поэта. Для лирики Лермонтова, особенно для его ранних стихотворений, характерна тема одиночества человека, в том числе одиночества поэта. Молодой Лермонтов смотрит на по­эта как на одинокого избранника «с гордою душой». Он высказы­вает мысль, что «смешно бессмертье на земли». Здесь нет прямой открытости всему задушевному, которая присуща поэзии Пушки­на. Его поэт — «гонимый миром странник». Он задумывается о грядущих временах, когда, по его мнению:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.


Пушкин же смотрит в будущее с оптимизмом. Его стихотворе­ния проникнуты верой в могущество и бессмертие поэтического слова. Поэт ставит себе при жизни «памятник нерукотворный», он уверен, что поэзия станет достоянием народа, что

...душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.


Стихотворения двух великих поэтов — Пушкина и Лермонтова ведут за собой, воспитывают в нас высокие чувства. Это по-насто­ящему великое наследие русской литературы, к которому никогда «не зарастет народная тропа».[/sms]
07 ноя 2007, 13:16
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.