Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова


Сочинение: Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова

Сочинение: Мятежный дух лирики М. Ю. ЛермонтоваВелико и многогранно художественное наследие М. Ю. Лер­монтова. Его произведения отличаются по тематике, настроени­ям, жанру, между тем они обладают несомненным единством. Че­рез все его творчество проходит образ бури, отражающий настрое­ние самого поэта и настроение всей эпохи.

Вся лирика поэта проникнута духом свободы. Однако он не декларирует открыто свои убеждения. Мятежный дух возникает как бы сам собой из описаний человеческой души. Особый, характер­ный Лермонтову, голос волнует и очаровывает нас, вовлекает в мир чувств и мыслей поэта, обогащая наш внутренний мир. Как вся­кий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедал­ся в своей поэзии, и его произведения — своеобразная история души, помогающая понять его как поэта и как человека.
[sms]
В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за родину, за идею, за верность самим себе. Но светское общество, с которым Лермонтов был связан сво­им рождением и воспитанием, не могло дать ему реальных «сво­бодных и гордых» героев, поэтому он наделял своих персонажей своими собственными чертами, своими собственными мыслями. Таковы Фернандо и Юрий Волин в его юношеских трагедиях. И Демон мыслит и клянется, как Лермонтов. Таков и герой «Маска­рада» — Евгений Арбенин.

Но чем старше становился Лермонтов, тем чаще он соотно­сил свои личные, субъективные переживания и ощущения с опы­том и судьбой своего народа, судьбой целого поколения. И мир романтической мечты постепенно стал уступать изображению реальной действительности, в поэзию Лермонтова все чаще втор­гается повседневная жизнь 30—40-х годов с ее противоречиями: глубокими идейными интересами и мертвящим застоем обще­ственной жизни.

Современное общество олицетворяло в глазах поэта все лжи­вое, бесчувственное,жестокоеи лицемерное, и ненависть к «стра­не господ», отрицание купленной кровью славы только обостряли его любовь к «печальным деревням» и к их «холодному молчанию». У Лермонтова даже пейзаж наполняется мыслями о трагических вопросах жизни, «лепечет... про мирный край» и

Тогда смиряется души моей тревога.
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле...


В стихотворении «И скучно и грустно...» перед нами встает че­ловек из «толпы угрюмой», живущий в годы тяжелого безвреме­нья. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как «о ровном пути без цели» рождает ощущение беспо­лезности желаний — «что пользы напрасно и вечно желать?..» Стро­ка: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» логически приводит к горькому выводу: «На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно». Стихотворение «И скучно и грустно...» В. Г. Белин­ский назвал «похоронной песнью всей жизни»г

Однако Лермонтов — не мрачный отрицатель жизни, он лю­бит ее страстно, но ровное, спокойное течение жизни не для него. Он вдохновлен мыслью о родине, мечтой о свободе, его сердце наполнено жаждой действий, активного вмешательства в жизнь:

Мне нужно действовать,
Я каждый день
Бессмертным сделать бы желал.

Поэт верит, «что мир для счастья сотворен», но его сердце «пол­но сожалений» о том, что каждый миг действительности противо­речит этой вере. Все созданное Лермонтовым — это подвиг so имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении героев Бородина, в строках «Люблю отчизну я...» или в поэме «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о ро­дине, ни о свободе, но — о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгна­нии, о пустоте жизни...

Почти у каждого поэта есть стихи, выражающие его творчес­кое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермон­това огромное значение имеет знаменитая «Дума», где нашли от­ражение печальные раздумья поэта о судьбе народа. Скорбная и суровая мысль о локолении, грядущее которого «иль пусто, иль темно», о поколении, обреченном-, как казалось ему, пройти по жизни «толпой угрюмою и скоро позабытой», не оставив следа в
истории, вытеснила юношескую мечту о романтическом подвиге. Поэт горько сожалеет о том, что у многих представителей его по­коления отсутствует внутренняя гордость, чувство независимос­ти, что «в бездействии состарится оно». В стихотворении звучит печаль по богатырскому времени «отцов», хоть и не избежавшему ошибок, но все же прославленному своими подвигами.

Поэт любит свою родину, «но странною любовью»; он осозна­ет, что Россия — «страна рабов, страна господ», и что покорность народа является выражением духовного рабства. Он стремился пробудить русский народ, приблизить час его освобождения. При­зыв к борьбе за честь, гордость, свободу звучит и в стихотворении «Смерть поэта». Какой невероятной силой, смелостью и оптимиз­мом наполнены его слова:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!..
...Есть грозный суд: он ждет;
Он недоступен звону злата...


Произведения Лермонтова отличаются необыкновенной гар­монией художественных форм и передового содержания. Они про­буждают возвышенные чувства и благородные устремления. По мнению поэта, назначение поэзии — стать орудием битвы:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы;
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.


И где слово поэта перестает служить делу борьбы за свободу и справедливость, там кончается сама поэзия. Ведь сила писателя и заключается именно в умении находить такие слова, которое убе­дительно передают читателям жизненно важные (на взгляд самого поэта) темы, идеи и проблемы.

Удивительное своеобразие лирике Лермонтова придают посто­янные контрасты, смена душевного состояния в сочетании с вер­ностью излюбленным идеям и образам. Его лирические произве­дения, отличаются точностью, емкостью, блеском описаний, срав­нений, метафор и отражают неповторимые черты личности поэта, его стиля и вкуса.

Противоречивость и мятежность духа лермонтовский лирики подчеркивал и выдающийся критик В. Г. Белинский. «В лириче­ских произведениях Лермонтова.., — писал он, — ...виден избы­ток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрад­ностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце.,его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества...»
 
Соединение простоты и возвышенности, естествен­ности и оригинальности — свойства не только лирических героев произведений Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь про­носим мы в душе образ этого замечательного человека и выдаю­щегося лирика — грустного и нежного, смелого и благородного, мечтательного и насмешливого, скромного и властного, наделен­ного могучими страстями и блестящим проницательным умом.[/sms]
07 ноя 2007, 11:52
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.