Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Сочинение: Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение: Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Следуя традициям классицизма, А. С. Грибоедов рассматривал театр не как увеселительное заведение, а как трибуну, с которой автор может быть услыщан своими современниками. Драматург хотел, чтобы общество увидело свои пороки, ужаснулось им и посмеялось над ними.

А. С. Грибоедову было важно, чтобы его герои вызывали смех— смех зрителей над теми недостатками и пороками, кото­рые свойственны им самим. «Горе от ума» — это созвездие коме­дийных типов.

Вот, например, семейство Тугоуховских - чванливая супруга, муж у нее на посылках и шестеро дочерей. Увидев на балу новое лицо, они тут же принимаются за сватовство. Правда, узнав, что Чацкий не богат, тут же ретируются.
[sms]
Комедию разыгрывают и супруги Горичи. Наталья Дмитриев­на превратила своего мужа, отставного военного, в неразумное дитя, о котором необходимо непрерывно заботиться. Платон Ми­хайлович иногда раздражается, но в целом давно уже смирился со своим унизительным положением.

Это, пожалуй, основная комическая тема пьесы — женская власть. Мужчины здесь находятся в странной зависимости от жен­щин. Они добровольно отдают женщинам свою мужскую приви­легию — быть главными, что-то решать. Замечательно формули­рует это Чацкий:

Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей.

Считают ли они ненормальным подобное положение вещей? Нет, они вполне довольны. Аженщины командуют не только в сво­ем доме, они раздают чины, определяют общеизвестное мнение. Достаточно вспомнить Татьяну Юрьевну, покровительством кото­рой так гордится Молчалин. Вспомним также финальную репли­ку Фамусова:

Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!


Через всю комедию проходит комический прием «разговора глухих». Применение этого приема вызывает смех, когда беседуют между собой князь Тугоуховский и графиня-бабушка. Но точно так же, не слыша, не понимая друг друга, общаются между собой и другие герои. Например, Софья перечисляет Чацкому достоинства Молчалина и говорит: «Вот я за что его люблю». Но Чацкий не слы­шит, не понимает: «Шалит, она его не любит».

Это непонимание оказывается для героя подлинной трагедией. Он не видит, что его удары падают не столько на фамусовский круг, сколько на Софью, на ее сильное и истинное чувство. Софья род­ственна ему, она — единственная ценность, из-за которой он вер­нулся в Москву. Но она же — цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт с обществом.

Софья объявила Чацкого сумасшедшим, но ее ситуация не менее трагична. Она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. Пусть предмет страсти смешон и жалок — это только усугубляет драматизм. Главное, что формирует линию ее поведения, — любовь. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Ее любовь нерадостна и несвободна. Она пре­красно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом.

Чем ближе к финалу, тем меньше в комедии комического. Тра­гический монолог произносит Чацкий в конце. С точки зрения эс­тетики классицизма это непозволительное смешение жанров. С точки зрения читателей нового времени — шаг к эстетике новой, где нет иерархии жанров и ни один жанр не отделен от другого не­преодолимой границей.[/sms]
06 ноя 2007, 16:09
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.