Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Грусть о неосуществимости человеческих желаний в поэзии В. А. Жуковского (элегия «Вечер»)


Сочинение: Грусть о неосуществимости человеческих желаний в поэзии В. А. Жуковского (элегия «Вечер»)

Сочинение: Грусть о неосуществимости человеческих желаний в поэзии В. А. Жуковского (элегия «Вечер»)На заре XIX века читающей Россией был открыт незнаемый ею ранее мир чувств, настроений и признаний. Лирическая, нео­бычайно музыкальная речи "стихотворений В. А. Жуковского за­вораживала читателя своим нежным напевным звучанием, рит­микой, светлой и тонкой грустью, исходящей из самых глубин души. Впервые в русской поэзии предметом исследования стал внутренний мир человека, полный личных переживаний и глу­бокого драматизма.

Человеческой душе, по мнению Жуковского, присуще стрем­ление к счастью и блаженству — в этом смысл жизни. Но человек никогда не может достичь счастья и блаженства в реальной жиз­ни. Отсюда в произведениях Жуковского такая глубокая грусть, тихое «томление», ощущение того, что счастье может быть обрете­но только в потустороннем мире. Так возникают в его поэзии ре­лигиозные мотивы.
[sms]
Читая произведения Жуковского, можно легко представить себе образ лирического героя. Это погруженный в размышления, опе­чаленный и тоскующий человек, угнетенный скорым расставани­ем с земными радостями. Это человек глубоких чувств (чаще все­го, горестных), ушедший от действительности в свой внутренний
мир, в свои мечты.

Стихотворение, посвящен'ное печальным раздумьям лириче­ского героя о неосуществимости человеческих желаний и стрем­лений, наиболее точно отвечает содержанию поэзии Жуковского, поэтому его излюбленным лирическим жанром становится эле­гия — стихотворение, проникнутое грустью.

Жуковский открыл новые поэтические средства для выраже­ния душевных движений человека. «Жуковский, — писал В. Г. Бе­линский, — ...имеет великое историческое значение для русской Поэзии вообще: одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возмож­ность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Творчество Жуковского достигло наибольшего расцвета в пер­вые два десятилетия XIX дека, но уже в ранний период творчества (знаменитая элегия «Вечер») сложились общие принципы лири­ческого письма Жуковского.

Стихотворение разворачивается перед читателем как единый поток воспоминаний, нахлынувших на автора под впечатлением непосредственно ощущаемой и переживаемой природы:

Уж вечер... облаков померкнули края;
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,
Поток, кустами осененной.

Здесь мы видим, как поэт использует образы природы, чтобы передать свое собственное настроение умиротворения, «тихой гар­монии». Следующие строки — уже не только эмоциональное вос­приятие и переживание, они рождены ощущением светлой радос-и, творческого восторга писателя:

Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!

Автор пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки и так мастерски организовал поэтическую речь, что все стихотворение звучит непрерывающейся песней, скрепляемой повторами, ассоциациями, общими мотивами, а чувства говорят легко и свободно.

От созерцания природы он непринужденно переходит к теме вдохновения (гармония души), а затем задумчиво грустит от на­хлынувших воспоминаний об ушедших друзьях своей юности, о •гадостях и печалях души:

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои ?
Ужели никогда не зреть соединенья ?
Ужель иссякнули всех радостей струи ?
О вы, погибши наслажденья!


Потеря друзей юности научила самого Жуковского смиряться с утратами сердца, хранить память о любимых им людях. Поэт ве­рил, что родственные души, как и их мысли и чувства, не умирают, атолько на время становятся незримыми для живых. Он верил так­же в предстоящее свидание с ушедшими в будущем, за пределами земной жизни. Религиозная окрашенность таких строк сливается с возвышенными представлениями о том, что горечь утрат воспи­тывает, морально закаляет человека, делает его чутким к страда­ниям других.

Так, «туманный вечер» «на лоне дремлющей природы» посте­пенно рождает у автора мысль о скоротечности человеческой жиз­ни и неизбежной смерти, но, тем не менее, Жуковский покоряет своим отношением к миру, личными переживаниями. Устами ли­рического героя он намечает контуры того идеала, к которому не­обходимо стремиться.

Романтические идеи В. А. Жуковского имели мощное и благо­творное влияние на русскую литературу XIX—XX вв. Усваивая, развивая и преобразовывая его поэтические открытия, к его твор­честву обращались впоследствии и М. Ю. Лермонтов, и А. А. Фет, и А. А. Блок.[/sms]
06 ноя 2007, 15:29
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.