Последние новости
04 дек 2016, 17:43
Девушка погибла в результате сильного наводнения в испанском городе Малага, сообщает...
Поиск



» » » » Сочинение: Примитивный и жестокий мир Простаковых и Скотининых (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)


Сочинение: Примитивный и жестокий мир Простаковых и Скотининых (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Сочинение: Примитивный и жестокий мир Простаковых и Скотининых (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)Комедия «Недоросль», написанная на исходе XVIII века, на­ходится у истоков русской реалистической литературы. Она отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической на­правленностью.

В «Недоросле» на первое место вынесена тема помещичьего произвола, а главным критерием в оценке героев становится их от­ношение к крепостным крестьянам. По мнению В. Г. Белинского, неоспоримая заслуга Фонвизина заключается в том, что он прав­диво изобразил крепостническую действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии...».
 
Действие пьесы происходит в имении Простаковых. Полно­правной хозяйкой в нем является госпожа Простакова, пользую­щаяся неограниченной властью. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности (не случайно в перечне дей­ствующих лиц комедии только ей одной присвоено звание «гос­пожа»). Ее злой нрав в полной мере раскрывается в отношении к крепостным крестьянам и дворовым людям, на которых она смот­рит как на существа низшей породы, и глубоко убеждена в своем праве оскорблять/ и унижать их.
[sms]
Порядок в доме она наводит бранью и побоями. «С утра до ве­чера, — доверительно сообщает Простакова чиновнику Правди-ну, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то де­русь; тем дом и держится». Слуги, превращенные Простаковой в рабов, утратили даже человеческие имена. «Собачья дочь», «ста­рая хрычовка», «бестия» — так называет «госпожа» свою верную служанку Еремеевну.

Нетрудно представить и понять, в каких условиях живут кре­постные крестьяне этой помещицы. «С тех пор как все, что у кре­стьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» — жалуется брату Простакова, чье благосостояние держит­ся на беззастенчивом ограблении своих крепостных.

Примитивная натура Простаковой особенно ярко раскрывает­ся в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Так, например, пользуясь сиротством Софьи, она завладевает ее имением, не спрашивая ее согласия, решает выдать замуж за своего брата; она груба с девушкой, пока чувствует свою власть над ней. Но узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Она способна униженно валяться в ногах у Правдина, вымаливая прощение, но, получив его, тут же спешит расправиться с .нерасторопными слугами, упустившими Софью: «Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю каналь­ям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке». Как ви­дим, особенности характера Простаковой раскрываются не толь­ко в поступках, но и в ее речи, одновременно грубой и льстивой, хитрой и наивной.

Автор неоднократно подчеркивает ограниченность Простако­вой, неразвитость ее ума. Так, например, указ о вольности дво­рянской, в котором шла речь об освобождении дворян от обяза­тельной службы, она воспринимает как юридическое освящение своёй-неограниченной власти над крестьянами. «Дворянин, ко­гда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ о вольности дворянства?» — возмущается она.

Огромная заслуга Фонвизина состоит в том, что он увидел зависимость поведения, характеров людей от среды, в которой они живут и действуют. Для того, чтобы подчеркнуть широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придать ей характер типичности, автор вводит в действие пьесы брата Про­стаковой.

Скотинин родственен Простаковой не только по крови, но и по духу. Он, слывущий в околотке «мастером» по сбору оброков, в Точности повторяет крепостническую практику своей сестры. Скотинин так же тупо убежден в своей правоте и безнаказанно­сти. «Не будь я Тарас Скотинин, - заявляет он, - -если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою... а всякий убыток... сдеру с своих же крестьян, так и кон­цы в воду».

«Злонравные» помещики Простакова и Скотинин смотрят на крепостных как на скот, но сами они в умственном и граждан­ском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить толь­ко животным. Недаром в «Недоросле» госпожа Простакова все время сравнивается с собакой, Скотинин - с свиньями. «Слыха­но ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» — спрашивает Проста­кова. «Ах я, собачья дочь!» — заявляет она в другом месте. А низ­менный духовный облик Скотинина раскрывается в его пристра­стии к «свинкам». «Люблю свиней... и своих поросят завести хочу», — заявляет он Простаковой. И Митрофан, по словам ма­тери, «до свиней сызмала такой же охотник... Бывало, увидя свин­ку, задрожит от радости». «Аз есмь скот, - читает Митрофан по Часослову, - а не человек».

С образом Митрофана связана еще одна тема, затронутая авто­ром в «Недоросле», — раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. Не довольствуясь од­ним только изображением дворянского «злонравия», Фонвизин стремился показать и его причины, поэтому вопрос о просвещен­ности и невежестве, о хорошем и дурном воспитании занимает в Комедии центральное место.

Пороки отрицательных героев автор объясняет их дремучим Невежеством. Так, Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже чи­тать, более того, они глубоко'убеждены в бесполезности и ненужности знаний. «Не умели, грамоте» их предки, «отроду ничего не читывали Скотинины». Потому в наследство от родителей Митрофан получил пренебрежение к учению. Он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Его воспитали недорослем и в моральном отношении, не научили уважать достоинство дру­гих людей. Он груб и нахален с теми, над кем чувствует свое пре­восходство, и заискивает перед теми, в ком чувствует силу.
 
Вполне естественно, что Митрофан — недоросль и в гражданском смыс­ле, ведь мысль «быть полезным своим согражданам» в его голову прийти не может. Характер и поведение Митрофана — естествен­ный результат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родителей, — «злонравия достойные плоды».

Невежество, эгоизм и жестокость Простаковых-Скотининых сформировалась в условиях крепостнической действитель­ности, а воспитание недоросля Митрофана — еще один убеди­тельный пример того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь.

Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, ко­торые стали нарицательными и пережили свое время. Имена Мит­рофана, Скотинина, Простаковой стали «бессмертными», а сама комедия Фонвизина «Недоросль» стала важной вехой в истории, русской драматургии. Он не просто посмеялся над смешными сто­ронами общества, но отразил, по словам Н.В. Гоголя, его «раны и болезни», которые происходят оттого, что поместное дворянство забыло о чести, совести, гражданском долге, с тупым пренебреже­нием относится к культуре и просвещению.[/sms]
06 ноя 2007, 14:54
Читайте также