Последние новости
04 дек 2016, 17:43
Девушка погибла в результате сильного наводнения в испанском городе Малага, сообщает...
Поиск



» » » » Сочинение: Прославление в произведениях М. В. Ломоносова родины, мира, науки и просвещения


Сочинение: Прославление в произведениях М. В. Ломоносова родины, мира, науки и просвещения

Сочинение: Прославление в произведениях М. В. Ломоносова родины, мира, науки и просвещенияМ. В. Ломоносов вошел в историю русской литературы как Поэт-одописец. Современники называли его российским Пиндаром. Ломоносов-поэт отдал дань тому стилю, который был гос­подствующим в европейских литературах его времени, — клас­сицизму. Его поэтическая деятельность, как указывал Г. А. Гуковский, «явилась великим и победным этапом развития русской культуры не только благодаря тем идеям, которые она воплотила, но и благодаря исключительному и невиданному еще в России блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко со­ответствовавшего им».

Именно оду — лирический жанр, в котором, по словам В. К. Тредиаковского, «описывается... материя благородная, важ­ная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и ве­ликолепных», поэт избрал наиболее удобной формой «беседы» с царями. Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, однако содержа­ние и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли.
[sms]
Поэт писал оды, посвя­щенные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петров­не, Петру III и Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Как прави­ло, Ломоносов давал свои советы в виде похвалы задела, которые монарх еще не совершил, но которые сам поэт считал важными и полезными для государства. Такая похвала, по мнению автора, обязывала правителя в будущем оказаться достойным ее.

В своих произведениях Ломоносов живо откликался на различ­ные факты современной ему политической, культурной и научной жизни страны. Он писал о том, что было на самом деле, но делал это особым языком, риторически «шлифующим» реальные факты в аллегорических картинах, которые должны возбуждать чувства торжественного «веселья», радости перед «изрядством мира», сча­стья своей принадлежности чудесному государству— России, вос­ставшей из «мрака» к «свету».
 
Стиль од Ломоносова величествен­но-торжественный, приподнятый, пышный, соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились законным результатом петровского времени. Успехи России и вера в буду­щее русского народа определяют общий характер громозвучного стиля Ломоносова.

Он гордился славой русского оружия и мощью русского госу­дарства, способного постоять за вебя перед лицом любого врага. Но восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. В 1759 г. он пи­сал Елизавете:

Воззри на плач осиротевших,
Воззри на слезы престаревших,
Воззри на кровь рабов твоих
Низвергни брань с концов земных.


Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов от­давал предпочтение мирному состоянию народов, которое назы­вал «тишиной»:

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна.

Почти в каждой оде он призывал правителей заботиться о со­хранении мира. «Возможно ль при твоей державе в Европе страш-ну зреть войну», - обращался он в 1759 г. к Елизавете. Тот же при­зыв он повторил и в оде 1761 г.:

Размножить миром нашу славу
И выше как военный звук
Поставить красоту наук.

У Ломоносова была четко продуманная программа, касающа­яся мирного процветания народов. Перед восторженным взором поэта, вознесенного Музой «на верх Олимпа», «на верх Парнас­ских гор прекрасный», «на верх горы высокой», раскрывались гео­графические громады «от Иберов до вод Курильских, от вечных льдов до токов Нильских». Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, ска­зочные недра, но все это требовало «искусством утвержденных рук».
 
Главной задачей своего времени Ломоносов считал распро­странение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Так, в оде 1750 г. он обратился к точным наукам с призывом прой­ти: «землю и пучину, и степи, и глубокий лес, и нутр Рифейский, и вершину, и саму высоту небес...», исследовать «всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет...» и обогатить русское государство своими открытиями.

Как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., Ломоносов мечтал о скорейшем культурном самоутверждении Рос­сии в Европе. При этом он не считал научную деятельность при­вилегией дворянства, не ограничивал круг ученых рамками одно­го сословия. Ломоносов был убежден, что талантливых людей, «собственных Платонов» и «Невтонов», может «рождать» вся «рос­сийская земля».

Торжественные оды Ломоносова, патетически комментируя Успехи наук, военные победы, как бы опережали историю, веща­ли о совершаемых на глазах современников торжествах «россий­ских Европий», как тогда говорили. Благодаря ему торжествен­ная ода стала главенствующим жанром в России XVTII в., вопло-
щающим, по выражению К. Ф. Рылеева, «идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин».[/sms]
06 ноя 2007, 14:45
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.