Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Монгольское нашествие и Золотая Орда.


Монгольское нашествие и Золотая Орда.

Монгольское нашествие и Золотая Орда.О монголах, монгольских завоеваниях, о Золотой Орде повествуют многие сохранившиеся источники: арабские, персидские, китайские, русские, латиноязычные и пр. Благодаря им известны и судьбы других стран, народов и этносов, столкнувшихся с монголами и раздробленных их военной машиной. Одним из таких этносов были кипчаки-половцы-куманы.
 
Первая волна завоевателей подкатилась и хлынула в восточноевропейские степи в 1222—1223 гг. Во главе ее стояли два любимых и наиболее жестоких и талантливых полководца Чингисхана: Джебе н Субедей. Они появились здесь с юга, пройдя вдоль южного берега Каспия в Азербайджан, оттуда — в Ширван и далее — через Шир-ванское ущелье — на Северный Кавказ и в предкавказские степи. Об этом событии особенно подробно рассказы­вал араб Ибн-ал-Асир: «Татары двинулись по этим обла­стям, в которых много народов, в том числе алланы, лезгины и (разные) тюркские племена...
 
Нападая на жи­телей этой страны, мимо которых проходили, они прибы­ли к алланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них. Они (алланы) употребили все свое старание, собрали у себя толпу кипчаков и сразились с ними (татарами). Ни одна из обеих сторон не одержала верха над другою. Тогда татары послали к кипчакам сказать: „Мы и вы одного рода, а эти алланы не из ва­ших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не по­хожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд сколько хотите; ос­тавьте нас с ними". Уладилось дело между ними на день­гах, которые они принесут, на одеждах и пр.; они (тата­ры) действительно принесли им то, что было выговорено, и кипчаки оставили их (аллан).
 
Тогда татары напали на аллан, произвели между ними избиение, бесчинствовали,. грабили, забрали пленных и пошли на кипчаков, которые спокойно разошлись на основании мира, заключенного между ними, и узнали о них только тогда, когда те на­грянули на них и вторглись в землю их». Необычайно живой и экспансивный рассказ повествует в данном слу­чае о первом предательстве половцев, которое привело их самих к гибели. Это были, очевидно, предкавказские по­ловцы, мирно кочевавшие до этого в северокавказских степях уже целое столетие. Ибн-ал-Асир не без ехидства замечает, что «татары отобрали у них вдвое против того,, что (сами) им принесли» (Тизенгаузен, I, с. 25—26).
 
Надо сказать, что эти потери были бы еще восполни-мы, но «татары остановились в Кипчаке». Их привлекли обильные летом и зимой пастбища, и они, согнав с них кипчаков-половцев, заняли их вместе с пасущимися на них конями и скотом. Сначала они захватили, видимо, Ставропольскую возвышенность, потом — Прикубанье, а далее, как писал Инб-ал-Асир, «прибыли они к городу Судаку; это город кипчаков, из которого они получают свои товары... Придя к Судаку, татары овладели им, а жи­тели его разбежались...» (Тизенгаузен, I, с. 26). Таким образом, татары через Таманский полуостров и пролив прошли уже и в Крым и разграбили один из самых бо­гатых его городов. Так, постепенно монголы начали расте­каться по югу восточноевропейских степей.
 
Услышав об этом, «живущие вдали кипчаки бежали без всякого боя... одни укрылись в болотах, другие в го­рах, а иные ушли в страну Русских...». Автор подчерки­вает, что не предкавказские и не крымские половцы, а живущие вдали от уже захваченных монголами земель испугались новых беспощадных врагов и заметались по степи. Об этом под 1224 г. написал и русский летописецу отметивший, что даже «Юрьгии Кончакович бе болиише всих половець, не може стати противу лицю их (монго­лов.— С. П.); бегающи же ему, и мыози избьени быша до рекы Днепра... прибегшем же половцемь в Рускую землю, глаголющим же им руским кпяземь: ,,...аще не поможете нам, мы ныне изсечени быхом, а вы наутрее изсечени будете"» (ПСРЛ, II, с. 740—741). Последняя фраза инте­ресна тем, что свидетельствует о полном восприятии того урока, который получили предкавказские орды, предав­шие алан.
 
Стало ясно, что пришедшие завоеватели унич­тожают все на своем пути и бороться с ними можно толь­ко соединенными усилиями всех восточноевропейских народов. Русские князья и половецкие ханы собрались в Киеве и решили драться с монголами. О панике, которая охватила половцев, свидетельствует тот факт, что один из наиболее влиятельных половцев — «великий князь» Басты спешно принял христианскую религию, желая, оче­видно, продемонстрировать свое полное единение с рус­скими князьями.
 
Узнав, что монголы уже начали свое движение на рус­ские земли, русские и половецкие полки выступили им навстречу в апреле 1224 г., подошли к Днепровскому 6р°ДУ у Протолчии, переправились через реку и там встретились с передовыми разъездами монгольских войск. Они легко победили их и даже «ополонились» стадами. Очень подробно, вскрывая причины развертывавшихся событий, рассказал о дальнейшем Ибн-ал-Асир: «Они (татары) обратились вспять.
 
Тогда у русских и кипчаков явилось желание (напасть) на них; полагая, что они вер­нулись со страху перед ними и по бессилию сразиться с ними, они усердно стали преследовать их. Татары не переставали отступать, а те гнались по следам их 12 дней, (но) потом татары обратились на русских и кип­чаков, которые заметили их только тогда, когда они уже наткнулись на них; (для последних это было) совершенно неожиданно, потому что они считали себя безопасными от татар, будучи уверены в своем превосходстве над ними. Не успели они собраться к бою, как на них напа­ли татары с значительно превосходящими силами.
 
Обе стороны бились с неслыханным упорством и бой между ними длился несколько дней» (Тизенгаузен, I, с. 27). Это было печально знаменитое сражение на Калке. Русские и половцы потерпели жестокое поражение. Одной из при­чин его было бегство с поля боя половцев, не выдержав­ших длительной жестокой битвы. Так совершилось вто­рое предательство половцев.
05 ноя 2007, 22:04
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.