Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Социальное устройство половцев.


Социальное устройство половцев.

Социальное устройство половцев.В первой половине XII в. через степи проезжал ев­рейский купец Петахья, оставивший «путевые записки», в которых он, естественно, писал и о половцах, в част­ности об их социальном устройстве: «Куманы не имеют общих владетелей, а только князей и благородные фами­лии» (Петахья). По существу, он написал то же, что и русский летописец, разделив всех степных аристократов на две социальные группы.
 
Возможно, что в первой по­ловине XII в., когда половецкие объединения были силь­но «потрепаны» русскими походами в степь, социальные градации у половцев действительно несколько стерлись и не бросались в глаза «сторонним наблюдателям». Одна­ко нам представляется возможным использовать для ана­лиза половецкой иерархии позднейшего времени еще один источник, а именно Codex Cumanicus (Половецкий сло­варь). В нем титулу хана соответствует в латинской колонке слов «imperator», а в персидской «шах».
 
 Следую­щий за ханом, согласно Словарю, титул «солтан» («rex» — по-латыни). Этот титул большинству исследователей представляется поздним, возникшим в золотоордынское время, тем более что и сам Словарь многие датировали началом XIV в. Однако в конце XII в. в «Слове о полку Игореве» этот титул упоминается в обращении киевского князя к Ярославу Осмомыслу: «...стрелявши с отня злата стола салътапи за землями...»
 
 Считалось, что в данном случае имелись в виду турецкие султаны, против кото­рых, возможно, могли ходить галичане в числе участни­ков одного из крестовых походов. Мне кажется, что факт упоминания этого титула в двух источниках, имеющих прямое отношение к половцам, позволяет нам все же го­ворить о существовании его у половцев. Вероятно, они и были главами отдельных орд. Иногда в летописи ука­зывается, что в плен попало несколько «лепших князей» половецких. Может быть, этим определением отделял летописец солтанов от следующего указанного в Словаре титула «бег» (princep — по-латыни). Беги (беки)— главы крупных кошей. Русские называли их князьями, иногда «уныпими князьями». Наконец, «бей» — самый низший половецкий аристократический титул (благород­ные фамилии, по Петахье) переводился на латынь сло­вом «baron». Русский летописец именовал их, по-видимо­му, «добрыми мужами», а позже (в конце XII в.) появи­лось еще одно определение — «господчичи», также относящееся к этому титулу.
 
Следует еще упомянуть «княжичей», о которых неоднократно писали летописцы, перечисляя половецких аристократов. Так же именовали они и юных сыновей своих (русских) князей, не полу­чивших еще «уделов». Вероятно, и у половцев это были дети ханов, солтанов и беков, не ставшие еще главами собственных аилов.
 
 Такова была иерархия аристократической части поло­вецкого общества. Именно в память о них возводили ро­дичи богатые святилища с каменными статуями. Статуи изготовлялись преимущественно в двух канонических позах: стоящими и сидящими. Характерно, что мужские стоящие статуи обычно изображались с оружием (сабля­ми, луками, колчанами), на сидящих его не было никог­да. На поясе у них помещались только ножи и кошель­ки. Объяснить это различие можно, видимо, разницей в общественном положении предка при жизни. Умершие, изображенные стоя с оружием, были воинами, которые, возможно, погибли в битве; сидящими же изготовлялись статуи аристократов, не участвовавших по той или иной причине в военных действиях, умерших «естественной» смертью.
04 ноя 2007, 22:54
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.