Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Степные половцы. Кочевья куманов.


Степные половцы. Кочевья куманов.

Степные половцы. Кочевья куманов. От Днепра на запад до Дуная степи были заняты кочевьями куманов. Русские летописцы предпочитали пользоваться единым наименованием, данным на Руси своим южным соседям, так как отлично понимали, что оба крыла мало отличаются друг от друга и, главное, представляют для Руси равную опасность. Надо сказать, что западные авторы тоже не делали различия при упо­минании о половцах, только называли их всех куманами.
 
Характерно, что в середине XII в. знаменитый арабский географ ал-Идриси (Рыбаков, 1980), рассказывая о Юго-Восточной Европе, разделил степи между Белой и Чер­ной Куманиями. Зная о каких-то различиях двух группировок, он дал им также одно этническое название — куманы. Что касается других восточных авторов, то все они называли степи от Дуная до Урала кипчакскими, не отмечая внутреннее членение кипчаков на разные наме­чающиеся этносы. Не исключено, что, чем дольше жили половцы в восточноевропейских степях, тем больше сти­рались различия, наметившиеся там в XI в.
 
В записях XII в. неоднократно упоминалась в лето­писи орда Бурчевичей. Представляется вероятным, что территория, занятая этой ордой, может быть локализова­на на речке Волчьей — притоке Самары (левом притоке Днепра), поскольку название орды происходит, скорее всего, от тюркского bori — волк (бурчевичи — волки). В этой связи интересен поэтический рассказ, помещен­ный в русской летописи под 1097 г., о волховании хана Боняка перед битвой на Вягре: «...и яко бысть полунощи и встав Боняк и отъеха от рати и поча волчьски выти» (ПСРЛ, II, с. 245). Так хан—жрец культа волка-покро­вителя просил и испрашивал победу у волков, которые, ответив ему, предсказали и обеспечили будущую победу. Боняк уверенно сообщил о ней, вернувшись в стан, свое­му союзнику князю Давыду.
 
Очевидно, хав Боняк, жду­щий покровительства волков, и орда, имеющая личным готетом волка, отчего и получила свое имя, связаны между собой: хан был главой этой орды. Как известно, соединение функций гражданских и культовых в руках одного человека характерно для периода перехода к клас­совому обществу, в данном случае от военной демократии к раннему феодализму.
 
В период, рассматриваемый нами в этой главе, Боняк был уже пожилым человеком: по самым скромным под­счетам, ему было в 20-х годах XII в. не менее 40—50 лет. Возглавленное им объединение рухнуло и разделилось на несколько довольно крупных орд. Одной из них была орда Бурчевичей, ханом которой он продолжал оста­ваться. Несмотря на то что орда эта крепко засела на левобережье Днепра, несмотря на влившиеся в нее куре­ни половцев (шары-кипчаков), ее военная сила постепен­но хирела синхронно со старением хана.
 
Даже сын Бопяка Севепч ушел из отцовской орды в «дикие полов­цы». Боняк прожил очень длинную жизнь. Сообщение о его гибели помещено в летописи только под 1167 г.— хану было тогда примерно 90—95 лет. К тому времени орда настолько ослабела, что потерпела поражение от удара удельного князька Черниговского княжества Олега Святославича, отправившегося в степь с малой дружи­ной за полоном и добычей. «Великий» хан умер, и только после его смерти началось медленное гражданское и военное возрождение орды.
 
В конце XII в., как мы уви­дим ниже, многие ее ханы были известны на Руси, в мирных и союзнических отношениях с ней были заин­тересованы как русские киевские князья, так и половец­кие ханы — главы соседних объединений.
04 ноя 2007, 21:42
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.