Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » Охранно-сигнальное устройство автомобиля. Автосторож.


Охранно-сигнальное устройство автомобиля. Автосторож.

Охранно-сигнальное устройство автомобиля. Автосторож.При разработке автосторожа автор стремился сделать его возможно более простым и надежным и не содержащим при этом дорогих и дефицитных деталей. С другой стороны, он не должен был ус­тупать по охранным функциям известным сторожам своего класса.
 
Сторож сразу же подает прерывистый звуковой сигнал тревоги при несанкцио­нированной попытке открыть капот или крышку багажника автомобиля. При от­крывании двери салона это происходит с некоторой временной задержкой. Уст­ройство также реагирует на удары и виб­рацию кузова, например, при попытке снятия колеса или других деталей. В этом случае тревожный сигнал тоже будет не­сколько задержан.
 
В стороже использован аналоговый способ формирования временных интер­валов. Это упрощает схему, так как позво­ляет устанавливать требуемые значения отрезков времени без дополнительных аппаратных затрат. Известная темпера­турная нестабильность временных вы­держек, присущая выбранному способу их формирования, для работы охранно-сигнального устройства большого значе­ния не имеет.
 
Контрольный светодиод в устройстве — двухцветный. По цвету его свеченияможно судить о том, в каком режиме ра­боты находится в текущий момент охран­ное устройство.
 
Принципиальная электрическая схема сторожа показана на рис. 1. Основной узел устройства — RS-триггер на эле­ментах DD1.2, DD1.3. Датчиками SF1– SF4 служат дверные выключатели осве­щения салона автомобиля, SF5, SF6 — выключатели освещения багажника и мо­торного отсека, хотя, кроме них, могут быть установлены и включены в парал­лель дополнительные выключатели. Опи­сание датчика вибрации и его работы подробно изложено в [1]. Основой датчи­ка служит пьезоэлемент от звукоизлуча-теля ЗП-2. Сигнал с пьезоэлемента по­ступает на усилитель–формирователь, выполненный на операционном усилите­ле DA1 (рис. 2). Чувствительность уста­навливают подстроечным резистором R16. Если датчик вибрации и ударов не нужен, пьезоэлемент и усилитель–фор­мирователь исключают.
 
Когда устройство выключено, все конден­саторы разряжены. После его включения тумблером SA1 конденсатор С3 через рези­сторы R1, R2 начинает заряжаться. В течение этого времени на выходе элементов DD1.2, DD2.2 будет напряжение высокого уровня, а на выходе элемента DD1.3 — низкого.
 
В это же время через диод VD2 быст­ро заряжается конденсатор С6. Транзи­стор VT3 открыт, и светодиод HL1 светит красным цветом, указывая на то, что идет выдержка времени перехода устройства в дежурный режим. За это время водите­лю необходимо покинуть салон и закрыть свою дверь. Остальные двери, капот и багажник также должны быть закрыты.

 
 
Длительность выдержки устанавливают подстроечным резистором R1. Для того чтобы сторож перешел в де­журный режим, конденсатор С3 должен зарядиться до порога переключения эле­ментов DD1.1, DD1.2, DD2.2. В этот мо­мент запускается генератор, собранный на элементах DD2.1, DD2.2, импульсами низкого уровня начинает периодически открываться транзистор VT2 и к постоян­ному красному свечению светодиода HL1 добавляется зеленое, мигающее с частотой 1...2 Гц. Одновременное свече­ние красного и зеленого светодиодов дает цвет, напоминающий оранжевый. В дежурном режиме устройство может на­ходиться сколь угодно долго.
 
Транзистор VT1 основного блока (см. рис. 1) работает в режиме переключе­ния. При замыкании контактов любого из выключателей SF1–SF4 транзистор VT1 открывается, на нижнем по схеме входе элемента DD1.1 появляется напряжение высокого уровня, триггер DD1.2, DD1.3 переключается и на выходе элемента DD1.2 возникает напряжение низкого уровня. Конденсатор С6 через резисто­ры R9, R10 начнет разряжаться до поро­га переключения элемента DD1.4. Это время (его устанавливают резистором R10) необходимо для снятия объекта с охраны без включения сигнала тревоги, чтобы открыть дверь салона и выключить питание тумблером SA1.
 
После переключения на выходе эле­мента DD1.4 низкий уровень сменится высоким, разрешая работу генератора на элементах DD2.3, DD2.4. Импульсы гене­ратора, работающего с частотой 0,8 Гц, периодически открывают мощный тран­зистор VT4, из-за чего реле сигналов К1 автомобиля срабатывает с такой же час­тотой.
 
При открывании дверей цвет свечения светодиода изменится с перемежающе­гося красно-оранжевого на зеленый сра­зу же, т. е. до того, как прозвучит сигнал тревоги. Это напомнит водителю о том, что до окончания временной выдержки нужно отключить сторож тумблером SA1.
 
Если замкнуть контакты выключателя SF5, SF6, низкий уровень поступит на нижний по схеме вход элемента DD1.4, при этом на выходе этого элемента низ­кий уровень напряжения сменится высоким и разрешит работу генератора на элементах DD2.3, DD2.4, как и в упомяну­том выше случае, только теперь сигнал тревоги прозвучит сразу.
 
Перепад напряжения с выхода эле­мента DD1.4 через диод VD3 проходит на нижний по схеме вход элемента DD1.1. Триггер переключится и зафиксирует по­пытку проникновения в багажник или под капот автомобиля.
 
Транзистор VT2 будет открыт, а VT3 — закрыт, цвет свечения светодиода HL1 будет зеленым. Если достаточно одиночного светоди-ода (красного свечения), АЛС331А сле­дует заменить на АЛ307Б, а цепь R7VT3 — исключить.
 
При указанных на схеме номиналах время перехода в дежурный режим мож­но изменять в пределах 5...18 с, а время задержки подачи сигнала — 5...10 с. Сигнал тревоги звучит до тех пор, пока сторож не выключат тумблером SA1.
 
Это удобно, когда владелец машины постоян­но находится поблизости, т. е. в пределах слышимости сигнала автомобиля. В ином случае устройство придется допол­нить каким-либо таймером и узлом бло­кировки цепей зажигания автомобиля, что конечно же усложнит сторож.
 
Почти все детали автосторожа смон­тированы на печатной плате из односто­роннего фольгированного стеклотексто­лита толщиной 1,5 мм. Чертеж платы представлен на рис. 3. Плата с деталями укреплена в кожухе от реле-регулятора напряжения РР365-Б1; годится и любая подходящая прочная пластмассовая ко­робка. Резисторы R1 и R10 вынесены на переднюю стенку коробки.
 
В устройстве использованы постоян­ные резисторы МЛТ и конденсаторы КМ. Оксидные конденсаторы С3 и С6 надо по­добрать по возможности с малым током утечки из типов К52-1, К50-35. Подстроечные резисторы R1, R10 — CП4-1. Тран­зисторы КТ361А можно заменить на КТ361Б, КТ361Г, а КТ972А — на КТ972Б или КТ829 с любым буквенным индексом. Микросхемы К561ЛА7 можно заменить на К176ЛА7, 564ЛА7. Вместо пьезоэле-мента 3П-2 подойдет 3П-5.
 
Светодиод HL1 устанавливают в сало­не автомобиля так, чтобы его свечение было хорошо видно снаружи, а само уст­ройство в труднодоступном для злоумышленника месте. О том, где смонти­рован тумблер SA1, должно быть извест­но только водителю.
 
Подключают устройство к бортовой сети согласно схеме на рис. 1 гибкими проводниками через семиконтактный разъем Х1. На те модели автомобилей, где реле звуковых сигналов отсутствует, его необходимо установить. Сопротивле­ние обмотки реле не должно быть менее 24 Ом. Параллельно обмотке реле обяза­тельно включают диод Д226 (VD5) с лю­бым буквенным индексом, катодом к плюсовому проводу питания.
 
 Устройство налаживания не требует и при исправных деталях и правильно вы­полненном монтаже начинает работать сразу. Необходимо лишь установить же­лаемую задержку перехода в дежурный режим резистором R1, а затем резисто­ром R10 — задержку подачи сигнала.
 
 
Источник:
02 ноя 2007, 20:09
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.