Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Зона ближайшего развития ребенка


Зона ближайшего развития ребенка

Зона ближайшего развития ребенкаПравило 2 — не просто добрый совет. Оно опирается на психологический закон, открытый выдаю­щимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка». Глубоко убеждена, что каждый родитель должен непре­менно знать об этом законе. Расскажу о нем вкратце.

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребен­ка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.

Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не мо­жет хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родитель­ские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала по­едим, а потом...»

Давайте нарисуем простую схему — один круг внут­ри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между грани­цами малого и большого круга — дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами боль­шего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.
 
Вот теперь можно объяснить, что открыл Л. С. Вы­готский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выпол­нял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пре­делами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. Пер­вый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать се­бя увереннее, успешнее, благополучнее.

Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему оставлять «из педагогических соображений» ребенка од­ного там, где ему трудно — грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития.

Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем», «Давай повозимся», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду?» И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один «Да!».

А что бывает, когда родители регулярно отказыва­ют? Приведу в качестве иллюстрации разговор в психо­логической консультации.

МАТЬ: У меня ребенок какой-то странный, наверное, ненормальный. Недавно сидим мы с мужем на кухне, раз­говариваем, а он открывает дверь и прямо на нас с пал­кой идет, и прямо бьет.

КОНСУЛЬТАНТ: А как вы с ним обычно проводите время?

МАТЬ: С ним-то? Да никак не провожу. А когда мне? Дома все кручусь по хозяйству. А он хвостом ходит поиг­рай да поиграй со мной. А я ему: «Да отстань ты, сам иг­рай, тебе что, игрушек не хватает?»

КОНСУЛЬТАНТ: А муж ваш, он с ним играет?

МАТЬ: Что вы! Муж как придет с работы, так сра­зу на диван и в телевизор...

КОНСУЛЬТАНТ: А ваш сын к нему подходит?

МАТЬ: Конечно, подходит, но он его прогоняет: «Не видишь, я устал, иди к матери!»

Так ли уж удивительно, что отчаявшийся мальчик пе­решел «к физическим методам воздействия»? Его агрес­сия — реакция на ненормальный стиль общения (точнее, не общения) с ним родителей. Подобный стиль не только не способствует развитию ребенка, но порой становится причиной его серьезных эмоциональных проблем.
Источник:
15 окт 2007, 11:39
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.