Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Как могут помочь внешние средства


Как могут помочь внешние средства

Как могут помочь внешние средства«Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вмес­те — значит на равных. Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней очень чувствительны, и против нес восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не согла­шаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».

Сохранить позицию на равных не так-то легко: ино­гда требуется немалая психологическая и житейская изобретательность. Приведу в пример опыт одной мамы:

Петя рос хилым, неспортивным мальчиком. Родите­ли уговаривали его делать зарядку, купили турник, укре­пили его в пролете двери. Папа показал, как надо подтягиваться. Но ничего не помогало — мальчик по-прежнему не испытывал интереса к спорту. Тогда мама вызвала Петю на соревнование. На стену повесили листок бума­ги с графами: «Мама», «Петя». Каждый день участники отмечали в своей строчке, сколько раз они подтянулись, присели, подняли ноги «уголком». Много упражнений под­ряд делать было не обязательно, да и, как выяснилось, ни мама, ни Петя этого не могли. Петя стал зорко следить за тем, чтобы мама его не перегнала. Правда, ей тоже пришлось потрудиться, чтобы не отстать от сына. Со­ревнование продолжалось месяца два. В результате му­чительная проблема зачетов по физкультуре была бла­гополучно разрешена.

Расскажу еще об очень ценном способе, который по­могает избавить ребенка и самих себя от «руководящих указаний». Этот способ связан с еще одним открытием Л. С. Выготского и много раз был подтвержден научны­ми и практическими исследованиями.

Выготский нашел, что ребенок легче и быстрее учит­ся организовывать себя и свои дела, если на определен­ном этапе ему помочь некоторыми внешними средства­ми. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.

Заметьте, подобные средства — это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.

Приведу пример, как в одной семье удалось с помо­щью такого внешнего средства отменить, а точнее, пере­дать самому ребенку «руководящие функции» родителей.

Андрею уже шесть лет. По справедливому требова­нию родителей, он должен сам одеваться, когда идет гу­лять. На улице зима, и нужно надеть на себя много раз­ных вещей. Мальчик же «буксует»: то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то, надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в до­машних тапочках. Родители приписывают все лености и невнимательности ребенка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день.
 
Од­нако после консультации с психологом все меняется. Ро­дители составляют список вещей, которые ребенок должен надеть. Список оказался довольно длинным, целых девять пунктов. Ребенок уже умеет читать по слогам, но все равно около каждого названия вещи родители вме­сте с мальчиком  рисуют соответствующую картинку. Этот иллюстрированный список вешают на стену.

В семье наступает спокойствие, прекращаются кон­фликты, а ребенок оказывается чрезвычайно занят. Что же он теперь делает? Он водит пальцем по списку, оты­скивает нужную вещь, бежит надевать ее, снова бежит к списку, находит следующую вещь и т.д. Легко угадать, что скоро произошло — мальчик за­помнил этот список и стал собираться гулять так же бы­стро и самостоятельно, как его родители — на работу. Замечательно, что все это произошло безо всякого нерв­ного напряжения — и сына, и его родителей.
Источник:
15 окт 2007, 11:02
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.