Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Дополнительные правила активного слушания


Дополнительные правила активного слушания

Дополнительные правила активного слушанияДавайте обратим внима­ние на некоторые важные особенности и дополнитель­ные правила беседы по способу активного слушания.

Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обя­зательно повернитесь к нему лицом. Очень важно так­же, чтобы его и ваши глаза находились на одном уров­не. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.
 
Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше поло­жение по отношению к нему и ваша поза — первые и са­мые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого воз­раста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утверди­тельной форме.

Например:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.
 
Возможные неправильные реплики:

—А что случилось?

—Ты что, на него обиделся?

Почему первая фраза родителя более удачна? Пото­му что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и при­нимает его огорчение, во втором же случае ребенок мо­жет подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внеш­ний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле это может быть сов­сем не так, и отец, задавая вопрос, может вполне сочув­ствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Казалось бы, разница между утвердительным и во­просительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос «Что случи­лось?» огорченный ребенок отвечает «Ничего», а если вы скажете «Что-то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не заби­вайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. По­молчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не го­тов услышать вашу реплику, можно по его внешнему ви­ду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать — в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в преды­дущем примере мог бы состоять из двух фраз

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить (Повторе­ние услышанного).

СЫН: Да, не хочу.

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозна­чение чувства).

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение сто слов как передразнивание. Это­го можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Например, в нашем примере слово «водить­ся» отец заменил «дружить». Практика показывает, что ес­ли вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не заме­чает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не сов­сем точно угадали случившееся событие или чувство ре­бенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас попра­вит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Так, в примере с двумя детьми мама только на тре­тий раз угадала, что произошло с девочкой и ее братом. («Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал»). И по­сле этого дочка сразу успокоилась.
15 окт 2007, 10:05
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.