Последние новости
06 дек 2016, 22:35
Сегодня, 6 декабря 2016 года, в районе между деревней Богословка и посёлком Черёмушки в...
Поиск

» » » » Привычные реакции: похвала, обзывание, догадки


Привычные реакции: похвала, обзывание, догадки

Привычные реакции: похвала, обзывание, догадки7. Похвала. После всего сказанного, наверное, нео­жиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоре­чии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».

Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда роди­тель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осу­дят в других.

Во-вторых, ребенок может стать зависимым от по­хвалы ждать, искать ее. («А почему ты меня сегодня не похвалила?») Наконец, он может запо­дозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из ка­ких-то своих соображений.

СЫН: Не получаются у меня эти буквы!
 
МАМА: Что ты, ты прекрасно их написал!
 
СЫН: Неправда, ты нарочно так говоришь, чтобы я не расстраивался!

А как же реагировать на успехи или правильное по­ведение ребенка?

Лучше всего просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» вместо «ты»:

ДОЧЬ: Мама, я сегодня по-русскому получила сразу две пятерки!
 
МАМА: Я очень рада! (Вместо «Какая ты у меня молодец!»)

СЫН: Ведь правда, я плохо выступил?
 
ПАПА: Мне так не показалось. Наоборот, мне понра­вилось (то-то и то-то). (Вместо: «Ну что ты, ты вы­ступил, как всегда, блестяще»)

8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лен­тяй!» Все это - лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама ка­кая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!» Вот иллюстрация.

Тринадцатилетняя Маша приглашена с мамой на свадьбу. Девочка очень возбуждена, примеряет разные «наряды», хотя выбор не очень большой. Наконец, появ­ляется перед мамой и бабушкой с завитыми волосами, в длинной юбке и туфлях на высоких каблуках (то и другое «занято» у старшей сестры).

МАША (входит, сияя): Ну как?!

МАМА: Господи!Ну и нарядилась!Прямо первая кра­савица. Смотри, как бы тебя с невестой не перепутали.

БАБУШКА: А туфли-то зачем? Ты в них как жирафа на ходулях! (Лицо девочки гаснет, настроение испорчено).
 
МАША. Ну и идите сами, а я никуда не пойду.

9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты...», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь .»

Одна мама любила повторять своему сыну: «Я вижу тебя насквозь и даже па два метра под тобой!», что неиз­менно приводило подростка в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

Пятнадцатилетний Петя приходит домой, обраща­ется к маме.

ПЕТЯ: Мне никто не звонил?

МАМА: Никто. Я догадываюсь, ты ждешь звон­ка Лены.

ПЕТЯ: А тебе все надо знать?

МАМА: Надо. Например, я знаю почему у тебя вто­рой день плохое настроение: с Леной поссорился.

ПЕТЯ: Мам, ну хватит! Какое тебе дело!
Источник:
15 окт 2007, 09:05
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.