Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Детская психология » Дисциплина и послушание

Дисциплина и послушание

12 окт 2007, 14:05
Дисциплина и послушаниеЕсть правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны безусловно выполнять?
 
Конечно, такие пра­вила и требования есть, и пришло время заняться их об­суждением. Почему же только сейчас? На это есть веские основания: без умения учитывать эмоции и переживания, интересы и потребности ребенка, да и свои собственные, родители не могут наладить дисцип­лину. Благодаря предыдущим урокам у нас появилась необходимая база: новые знания и новые навыки общения. Мы не раз будем использовать их в этом уроке.
 
Начну с одного «секрета», который некоторым ро­дителям может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуе­мой, создает чувство безопасности.

Вам, должно быть, знакомо, как нервничает и выби­вается из ритма жизни грудной ребенок, увезенный из дома на несколько часов «в гости», и как он успокаива­ется, попав домой, в привычную обстановку.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые.

Вспоминаю одну трогательную сцену. Мама с полу­торагодовалым малышом вышла гулять. Открыв дверь подъезда, она так и оставила ее нараспашку. Сделав не­сколько шагов, малыш беспокойно оглянулся, вынул свою ручонку из руки мамы, нетвердыми шагами пошел к двери и, приложив некоторые усилия, закрыл ее. По­рядок был восстановлен. Взглянув на маму, я увидела ее смущенную улыбку.

Все, конечно, сталкивались с другим примером хо­рошего «консерватизма» детей, их стремлением повто­рять привычное: вы читаете дошкольнику книжку или рассказываете сказку. Прежде всего удивляет, что эти книжка или сказка ему не надоедают, он готов слушать их бесконечное число раз, хотя знает уже все наизусть. И попробуйте что-нибудь изменить в тексте — сразу же последует протест «Нет, ты здесь пропустил», «Нет, он сказал не так, а вот так...»

Приведу один случай из личного опыта, который показывает, как нарушение порядка может совершенно расстроить и даже напугать ребенка.

Однажды меня попросили посидеть с девочкой трех лет. Ее родители, мои друзья, решились впервые за по­следние три года выбраться в театр. До этого я редко видела девочку, но знала, что она была довольно тревож­ной. Однако родители рассчитывали на мою «психологи­ческую квалификацию», да и я, признаться, тоже. «Давай поиграем во что-нибудь очень интересное, — предложила я, — например в домик!» Воспоминания из собственного детства и наблюдения за другими детьми позволяли на­деяться, что девочке игра понравится. «А как это?» — робко спросила девочка. И тогда я с энтузиазмом присту­пила к показу «как надо». Перевернула несколько стульев, сдвинула их вместе и накрыла сверху одеялом. Попыта­лась еще поставить внутрь «домика» настольную лампу. И тут услышала резкий плач девочки: «Сейчас же по- ставь все на место!» — кричала она, напуганная до полу­смерти. Уже потом я узнала, что ее родители никогда не допускали в доме подобных беспорядков.

Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них. Один подросток с го­речью признался, что родители его совсем не любят, так как позволяют ему слишком многое, включая и то, что запрещается другим ребятам. «Им, по-моему, просто нет до меня дела», — печально заключил мальчик.

Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и опре­деленных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушать? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели, учителя?

Можно назвать много причин, их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. О них мы поговорим поз­же, в конце урока. Сейчас скажу только, что на самом де­ле дети восстают не против самих правил, а против спо­собов их «внедрения» (согласитесь, само это привычное для слуха слово уже указывает на силовые методы).

Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Думаю, что о такой дисциплине мечтает каждый ро­дитель. Это, безусловно, самая трудная и тонкая задача воспитания. Ведь от способа ее решения зависит, вырас­тет ребенок внутренне собранным и ответственным че­ловеком или нет.

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, ко­торые стремятся как можно меньше огорчать детей и из­бегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попусти­тельский стиль воспитания.


12 окт 2007, 14:05




Дисциплина и послушание


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.