Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сколько нужно правил для детей


Сколько нужно правил для детей

Сколько нужно правил для детейПравил (ограничении, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
 
Как вы понимаете, это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения.

Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении во­просов о «можно», «следует» и «нельзя».

Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (идея зон принадлежит одному американскому психологу, мы ее видоизменяем и до­полняем по-своему).

В зеленую зону поместим все то, что разрешается де­лать ребенку по его собственному усмотрению или же­ланию. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить...

Ища примеры, я, признаться, натолкнулась на труд­ность: не так уж много оказалось действий по собственно­му выбору ребенка, на которые согласились бы все роди­тели. Например, некоторые взрослые считают, что нужно контролировать время приготовления уроков, следить за тем, с кем их сын отправился гулять и т.п. С одной сторо­ны их беспокойство справедливо, с другой, думаю, они и сами были бы рады снять с себя груз лишних забот.

Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых пра­вил. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера. Можно гулять в сво­ем дворе, но дальше не уходить.

Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине но известному нам механизму извне-внутрь. Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные им­пульсы, быть осмотрительным и учиться контролиро­вать себя как раз с помощью норм и правил, которые ус­тановлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.

Поэтому бесконфликтное принятие ребенком тре­бований и ограничений должно быть предметом осо­бенной вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.

Приведу пример удачного разговора мамы с пяти­летним Петей.

Петя хватает печенье.

МАМА: Сейчас не время для печенья, оно перебьет тебе аппетит. (Ограничение с коротким объяснением.)
 
ПЕТЯ: А я хочу!

МАМА: Ты обязательно его съешь, по только в конце ужина. (Разрешение с условием.)
 
ПЕТЯ: Я не хочу ужинать!

МАМА: То есть ты пока не голоден. (Активное слу­шание) Хорошо, у нас есть время подождать папу. Он придет, и мы будем есть вместе. Но если ты проголода­ешься, я могу покормить тебя и раньше. (Показ возмож­ного выбора.) Ты будешь есть на ужин кашу или жареную картошку? (Возможность выбора.)

ПЕТЯ: Конечно, жареную картошку, и вместе с папой!

Но бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. Такие случаи попада­ют в следующую, оранжевую, зону.

Итак, в оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. На­пример, после долгого отсутствия папа приезжает в 10 часов вечера, и ребенку разрешают не ложиться спать до его появления и даже завтра не пойти в сад. Или: ма­лыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится.

Мы знаем, что исключения только подтверждают правила; не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданы. Зато дети быва­ют очень благодарны родителям за готовность пойти на­встречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях

Наконец, в последней, красной, зоне находятся дей­ствия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из ко­торых нами не делается исключений.

Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с ог­нем, ломать вещи, обижать маленьких... Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьез­ным моральным нормам и социальным запретам.

Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что пра­вило правилу рознь, и что вполне можно найти «золо­тую середину» между готовностью понимать — и быть твердым, между гибкостью — и непреклонностью в про­цессе воспитания дисциплины.
12 окт 2007, 13:44
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.