Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск



Отношение к самому себе

Отношение к самому себеЕсть ли что-нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывает­ся, есть!

Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Ты счастлив?» - и полу­чаем в ответ: «Ты ведь знаешь, я — невезучий», или: «У меня все хорошо, я — в порядке!»

Эти ответы отражают особого-рода переживания че­ловека — отношение к самому себе, заключение о себе.

Понятно, что подобные отношения и заключения; могут меняться вместе с обстоятельствами жизни. В то же время в них есть некий «общий знаменатель», кото­рый делает каждого из нас скорее оптимистом или пес­симистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.

Психологи посвятили много исследований подоб­ным переживаниям себя. Они называют их по-разному: восприятием себя, образом Себя, оценкой себя, а чаще - самооценкой. Пожалуй, наиболее удачное слово приду­мала В. Сатир. Она назвала это сложное и трудно пере­даваемое чувство чувством самоценности.

Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов. Во-первых, они открыли, что самооценка (бу­дем пользоваться этим более привычным словом) сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее ус­пешны потом во взрослой жизни.

Другой важный факт: основа самооценки заклады­вается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положи­тельным отношением к себе. Если же ребенка постоян­но «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.

В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

Однако в этом процессе ребенок не остается пассив­ным. Здесь действует еще один закон всего живого: ак­тивно добиваться того, от чего зависит выживание. Источник:
12 окт 2007, 10:45
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.