Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение: А. П. ПЛАТОНОВ Традиции русской классической литературы в повести"Котлован"


Сочинение: А. П. ПЛАТОНОВ Традиции русской классической литературы в повести"Котлован"

Сочинение: А. П. ПЛАТОНОВ Традиции русской классической литературы в повести"Котлован"Создавая совершенно "неклассическую" картину уто­пического мира в повести "Котлован", Платонов ориенти­ровался на классические темы и мотивы, которые помогли ему еще ярче изобразить абсурдную реальность.

Главный герой повести Вощев — это человек, умею­щий думать и критически оценивать то, что происходит с ним и вокруг него. Его глазами мы наблюдаем за событиями, в центре которых — рытье котлована для будущего "Дома счастья" пролетариев, видим, как изме­няется сознание людей под влиянием жесткой корректу­ры сурового времени. И понимаем, что новая реальность не только во многом нелепа, но и очень страшна, тра­гична.
[sms]
Способность размышлять причиняет Вощеву опреде­ленные неудобства: в начале повести он предстает перед нами человеком, сокращенным "вследствие роста слабо­сильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда". Но Вощева продолжают волновать вечные фило­софские вопросы о месте человека, об устройстве мира, о счастье, которые не давали покоя многим его предше­ственникам из классической литературы. "По вечерам Вощев лежал с открытыми глазами и тосковал о буду­щем, когда все станем общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья".

Поиски ответов на вопросы, поиски правды толкают Вощева на странствия. Так в повести появляется распро­страненный в русской литературе мотив дороги как пути исйаний, беспокойства человека, попытки достигнуть ис­тины. Безвестная дорога привела главного героя повести, сокращенного с завода и потому очутившегося "в про­странстве", к котловану общепролетарского дома. В этом мне видится какая-то высшая предопределенность, потому что от активной воли человека здесь ничего не за­висело — его вела дорога.
 
 Когда Вощев, находясь в пути и потеряв ориентиры, спросил у шоссейного надзирателя, далеко ли до какого-нибудь гор0да, он получил достаточ­но философский ответ: "Близко... если не будешь стоять, то дорога доведет". Да, дорогу осилит только идущий, и лишь ищущий сможет получить ответы на беспокоящие его вопросы. Поэтому мне кажется правильным тракто­вать образ пути во многих литературных произведениях не столько как линию, соединяющую две или больше ключевых точек, сколько как процесс движения, искания, неуспокоенности.

Тема дома тоже является сквозной в традиционной русской и зарубежной литературе. Под домом мы обычно понимаем воплощение уюта, мира, гармонии, родовой очаг. Это и внутренний мир человека, оторвавшегося от корней или пустившегося в путешествие. В "Котловане" Плато­нова все переиначено. Общепролетарский дом будущего счастья — это грандиозный мираж, который никогда не будет реализован. Непонимаюцще; часто — отчаявшиеся люди, живущие в настоящем: в нищете, голоде, холоде, использующие гробы как место для спанья и игр де­тей — никогда не смогут построить счастливое будущее. Поэтому рытье котлована бесконечно. Эта гигантская яма превращается в братскую могилу для строителей дома, в том числе — ив детскую могилу, а значит — могилу надежд.

"Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребен­ком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в Детском чувстве и в убежден­ном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и Движением?"

Таким образом, мы видим, что, используя темы и моти­вы русской классической литературы, Платонов смог пол­нее отобразить в повести свои мысли и донести до читате­ля глубокий замысел произведения.[/sms]
10 окт 2007, 16:09
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.