Последние новости
08 дек 2016, 15:25
Синоптики обещают непогоду в Ростовской области сегодня, 8 декабря, и завтра, 9 декабря....
Поиск

» » » » Сочинение: М. А. БУЛГАКОВ "Мастер и Маргарита" Тема добра и зла


Сочинение: М. А. БУЛГАКОВ "Мастер и Маргарита" Тема добра и зла

Сочинение: М. А. БУЛГАКОВ "Мастер и Маргарита" Тема добра и злаВопрос о том, что такое добро и зло, откуда они берутся, принадлежит к категории самых сложных, над которыми человечество бьется уже не одну сотню лет. Любые попыт­ки ответов влекут за собой целую сеть дополнительных вопросов, опутывающую человеческое сознание, но таких же неразрешимых, как первоначальный. К этим поняти­ям нельзя относиться как к чему-то само собой разумею­щемуся, ведь добро — это не просто польза, а зло — ве обязательно вред. Иначе можно спросить: польза для кого. А вред кому?
Свое видение этой философской проблемы предлагает нам Булгаков в романе "Мастер и Маргарита". Один из планов, в которых разворачивается действие романа, — мир интерпретированных библейских легенд и мифов. Я думаю, корни добра и зла стоит искать именно здесь. М. Булгаков не принимает Библию и Евангелия в той  форме в какой они известны миллионам людей, он многое переиначивает, перестраивает, чтобы вышло так, как ему кажется, должно быть.
[sms]
Один из героев романа Булгакова (он же является и героем романа в романе) — Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого, несомненно, послужил Иисус Христос. Однако мы очень быстро замечаем, что Иешуа очень сильно отличает­ся от Христа, он лишен чудес и всех тех поступков, кото­рые принесли известность Божьему Сыну. Можно даже утверждать, что единственное оружие Га-Ноцри в реально­сти романа — слово, а не дело.

Как противовес, противоположность Иешуа, автор со­здает образ Воланда. И этот булгаковский Сатана в корне отличается от своего библейского собрата, хотя его так же сопровождают грозы с ослепительными молниями, за ним остаются следы пожарища.

Булгаков создает свою картину распределения в мире добра и зла, свое видение правления миром высших сил. По священному писанию, дьявол — это искуситель, и в "Мастере и Маргарите" Воланд испытывает людей, прове­ряет истинные мотивы их дел и поступков, оценивает их нравственные и этические принципы. После такой "прочи­стки" каждому воздается по заслугам, и поэтому нельзя категорично заявлять, что Воланд "плохой и злой", жесто­кий и бездушный. К тому же нужно вспомнить, что в ре­зультате борьбы библейских сил добра и зла Бог не искоренил зло, а пошел на своеобразный компромисс: мир был разделен, Богу — небо, Дьяволу — землю. Из этого следует, что все, что ни происходит на земле — добро ли, зло ли — это от Дьявола, а не от Бога.
 
Видимо, поэтому Булгаков лишает Иешуа власти действием, владычных прав: Га-Ноцри решительно отказыва­ется судить людей, уступая это нелегкое дело Воланду (который, кстати сказать, успешно справляется с должностью "судьи человеков"). Так булгаковский Сатана со своей  свитой предстает перед нами в неожиданной роли разоблачетеля человеческой скверны, "разгребателя грязи". Это он карает за зло и нечестивость и вознаграждает за добрые дела. В течение всего романа Булгаков именно через образ Воланда утверждает верность любви и преданности творчеству. К тому же автор представляет нам своего Сатану как одного из главных действующих лиц романа, в то время как Иешуа Га-Ноцри всего лишь литературный персонаж романа в романе, человек безграничной доброты и мудрости.

В своем произведении Булгаков проводит и "исправ­ленную" идею построения загробного мира. Если в Библии он делится на ад и рай, то в романе все немного иначе: царство мертвых состоит из "света" (которого Мастер и Маргарита не заслужили), "покоя" (которым они награж­дены) и области Воланда, где проходил знаменитый бал Сатаны, — третьей части рая, "рая для преступников". А для ада, то есть места, где человек расплачивается за свои грехи и проступки, автор романа оставляет Землю, мир людей.

Таким образом, с помощью различных художественных приемов и уловок Булгаков дает нам понять, что авторы Евангелий "все перепутали". Судьей и разоблачителем является очеловеченный Дьявол, "часть той силы, что веч­но хочет зла и вечно совершает благо". Мир нельзя оста­вить совсем без зла, оно — как горечь, придающая кофе неповторимый специфический вкус. Добро, оставшись без противовеса, уже не будет добром. Удача должна чередо­ваться с промахами, открытия — с ошибками, иначе у че­ловека исчезнет стимул совершенствоваться, развиваться. Так же можно сказать, что зло — это обратная сторона добра ("дорога в ад вымощена благими намерениями"). Однако все это совсем не доказывает, что со злом не нужно бороться, ведь именно в такой борьбе и раскрывается истинная сущность человека. Я думаю, что зло нужно вос­принимать как неотъемлемую часть мира, в котором все взаимосвязано.[/sms]
10 окт 2007, 11:36
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.