Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: А.П.ЧЕХОВ "Хамелеон" Обличение пошлости


Сочинение: А.П.ЧЕХОВ "Хамелеон" Обличение пошлости

Сочинение: А.П.ЧЕХОВ "Хамелеон" Обличение пошлости А. П. Чехов — один из величайших русских писате­лей-классиков. Начав писать очень рано, еще в юности, Чехов скоро получил высокую оценку не только читате­лей, но и критиков. Больше всего его привлекала правда жизни, которой он не изменил ни в чем, стремясь отобра­жать в своем творчестве жизнь "такой, какова она есть на самом деле".

А. С. Пушкин писал о Гоголе, что ни у одного писателя не было такого дара: выставлять ярко пошлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта мелочь, которая ускользает из глаз, броси­лась бы крупно в глаза всем. С полным правом эти слова можно отнести и к А. П. Чехову, который всю свою жизнь посвятил именно борьбе с "пошлостью пошлого челове­ка". Раскрывается эта тема и в рассказе "Хамелеон".
[sms]
Сюжет этого рассказа довольно прост: по базарной пло­щади идет полицейский надзиратель Очумелов с городо­вым. Они слышат крики в стороне и видят, как собирается толпа. Подойдя, блюстители общественного порядка узна­ют, что Хрюкина — золотых дел мастера — за палец уку­сила собака, совсем еще щенок. Больше всего внимания уделено попыткам надзирателя узнать, чья это собака, что­бы на основании этого решить, что делать с пострадавшим Хрюкиным.

Чехова не зря называют замечательным мастером де­тали, поскольку применяя различные художественные при­емы, великий писатель мастерски раскрывает перед нами сУЩность человека, его настоящее внутреннее содержание.

Называя Очумелова хамелеоном, Чехов подчеркивает такие его черты, как способность умело приспосабливаться к окружающей среде, легко меняя мнения и взгляды. В данном рассказе решение Очумелова зависит лишь от той информации, в которой он сейчас остро нуждается: чья это собака? Если щенок ничей, то собака превращается в "бро­дячий скот", "бешеную", "ни шерсти, ни вида... подлость одна только", и, без сомнения, подлежит истреблению, в то время как укушенный Хрюкин считается незаслуженно пострадавшим, чуть ли не героем. Но вот кто-то из толпы внимательно наблюдающий за развитием событий, пред­полагает, что собака — генеральская, и Очумелова будто подменяют. Собака уже — "маленькая", "нежная тварь" "цуцык этакий", а золотых дел мастер — выдумщик, при­творщик, "болван", который "сам виноват" и которому "не­чего свой дурацкий палец выставлять".

Самое смешное здесь, что предположения о хозяине со­баки меняется очень быстро, и так же незамедлительно изменяются решения Очумелова, которого от этих проти­воречий бросает то в жар, то в холод. Сам надзиратель абсолютно не замечает, что говорит противоположные вещи, для него главное — не добиться истины, не устранить бес­порядки, а угодить вышестоящему влиятельному лицу, ко­торое может оказаться хозяином собаки, нарушившей спо­койствие в городе.

Так же мгновенно, как меняется взгляд Очумелова на ситуацию, изменяется и его речь: то грубая и угрожающая, то унизительно-заискивающая, лебезящая. В самом нача­ле, когда надзиратель еще не знает причины беспорядка и не может оценить общественного положения противников, его речь настолько неправильна, что сразу дает нам воз­можность в полной мере оценить его умственные способ­ности: "По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?"

Обличая в рассказе "Хамелеон" невежество, грубость, лицемерие, подхалимство, чинопоклонничество, Чехов дает нам понять, что это далеко не единственный случай по­добного нравственного убожества и морального обнища­ния. Перед нами открывается болезнь эпохи, заразившая все общество, и своим творчеством Чехов хотел если не излечить ее, то хотя бы заставить людей задуматься, уви­деть себя со стороны, поскольку исправлять подобные бо­лезни можно только изнутри, начиная с себя.[/sms]
05 окт 2007, 09:08
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.