Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН "Народ и господа в сказках"


Сочинение: М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН "Народ и господа в сказках"

Сочинение: М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН "Народ и господа в сказках"Продолжатель традиций Фонвизина и Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свое великое сатирическое дарование борьбе с социальным злом в различных его проявлениях. Его "Сказки для детей изрядного возраста" — не только ироничный ответ на окружающую справедливость, на пороки общества, но и форма борь­бы с ними.
 
Рано познакомившись с особенностями провинциальной бюрократической жизни, Щедрин наполняет свои сказки политическим звучанием. Переосмысливая традиционные сказочные сюжеты и образы, писатель умело обличает не только дворян и чиновников, живущих народным трудом но и самих мужиков, покорно и терпеливо несущих свой крест.
[sms]
В "Повести о том, как один мужик двух генералов про­кормил" Салтыков-Щедрин высмеивает беспомощных в своем неумении и нежелании что-либо делать генералов которые искренне верят в то, что "булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают". Попав на необи­таемый остров, они умирают с голоду, несмотря на изоби­лие фруктов и дичи: "рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают", рыбы вдосталь. Но ведь это все нужно на­рвать, собрать, наловить, приготовить — а генералы не уме­ют. Но смекалка и привычка к эксплуатации народа не отказали им и они отыскали "лежебоку мужика", кото­рый не только их накормит, напоит, разожжет костер, при­готовит постель, но и домой отвезет.

Однако рабская покорность мужика здесь тоже стано­вится объектом сатиры. Как же он, умелый, работящий, "громадный мужичина" позволяет сесть себе на шею двум ленивым тунеядцам?! Почему он кормит своих обидчиков спелыми и румяными яблоками, а себе берет "одно, кислое". Как он может вить веревку для того, чтобы ею его же самого и связали? Возмущенный таким положением вещей, Салтыков-Щедрин призывает народ к протесту, критикуя его безропотное подчинение своим эксплуататорам.

Беспросветному труду, страданиям, сокровенным думам народа посвящена сказка "Коняга". Вся жизнь Коняги — тяжелый, изнурительный труд: "Для всех поле — раздолье, поэзия, простор, для Коняги оно — кабала. Для всех при­рода — мать, для него она — бич и истязание".

Жизнь мужика — хозяина Коняги — не слишком от­личается от мучений животного, поскольку он "живет, точ­но в темную бездну погружается, и из всех ощущений, дос­тупных живому организму, знает только ноющую боль, которую дает работа". Так и существуют они, выбиваясь из сил: "каждый день смерть". Очень выразителен образ Коняги, созданный Салтыков-Щедриным: "замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожжен­ными плечами, с разбитыми ногами". Множество крестьян могли узнать свой портрет в этом описании.

Однако Коняга — это не только символ забитости, смирения, покорности, но и воплощение народной силы, которая еще не осознала своей мощи и причин своего страдальческого положения. И пока не восстанет эта сила против своих обидчиков, пока не возмутится, не прекратятся для нее дожди, грозы, вьюги и мороз, будет она и дальше "не жить и не умирать", и всякий, кто захочет, будет запрягать ее, покрикивая: "Н-но, каторж­ный, н-но!"

В сказке "Премудрый пескарь" Салтыков-Щедрин в ал­легорической форме высмеивает обывателей, боящихся лю­бых перемен, трусливо заботящихся только о своей жизни, скрывающихся от трудностей в тесной убогой норе. Все их существование — сплошные прятки, "чтобы никто не за­метил", а по большому счету они и не живут вовсе. Лишь перед смертью понял пескарь абсурдность своего существо­вания, понял, насколько никчемным и никому не нужным оно было, но исправить уже ничего невозможно — да и страшно.

Замечательные по своей силе и разнообразию "Сказки" Салтыкова-Щедрина актуальны и сегодня, поскольку они были направлены не на частные события или отдельные недостатки людей, а на борьбу с общественными пороками, с типическими проявлениями действительности. Смех пи­сателя — это смех сквозь слезы, горе и страдания, но он всегда был направлен на поиски истины, на пробуждение народного самосознания, вселяя веру в торжество справед­ливости.[/sms]
04 окт 2007, 15:19
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.