Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Н.А.НЕКРАСОВ "Образы помещиков"


Сочинение: Н.А.НЕКРАСОВ "Образы помещиков"

Сочинение: Н.А.НЕКРАСОВ "Образы помещиков" Поэма "Кому на Руси жить хорошо" — итоговое произведение Н. А. Некрасова. В ней поэт полно и многосторонне показывает жизнь русского народа в горе и в "счастии".

В начале поэмы семеро мужиков из разных деревень собираются, чтобы решить насущный для них вопрос: кому же на Руси жить хорошо? Свои беды, нищету, тяготы жиз­ни они связывают с безбедным, счастливым существовани­ем паразитирующих господствующих верхов, которые на­живаются на страданиях простого народа:

Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
[sms]
К силам, враждебным народу, поддерживающим его угнетенное положение, Некрасов относил чиновников,купцов, министров, реакционное духовенство, царя. Но больше всего крестьянам достается от их непосредственных угнетателей — помещиков: жадных, самодовольных, жес­токих, часто непрактичных и бесхозяйственных, не умею­щих вести дела, но ведущих паразитический образ жизни, вымещающих все зло на бедных крестьянах.

Помещик Оболт-Оболдуев, которого искатели счастья встречают по дороге, "барин кругленький, усатенький, пу­затенький... румяненький", но трусливый и лицемерный. Из его рассказа можно понять, что помещичье счастье ос­талось в прошлом, когда его грудь дышала "свободно и легко", когда "все веселило барина", поскольку все принад­лежало ему одному: и деревья, и леса, и поля, были свои актеры, "музыка". Никто не мешал Оболту-Оболдуеву про­являть свой властный, деспотичный характер в собственных владениях:
Ни в ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!

От жестокого помещика крестьяне каждую весну от­прашивались "на чужую сторону", а воротясь осенью, дол­жны были принести ему "поверх барщины" "гостинцы доб­ровольные", радующие не только Оболта-Оболдуева, но и его жену, детей.

Печальны слова помещика о временах, наступивших после отмены крепостного права: "Теперь не та уж Русь!" Тунеядца и лицемера беспокоит, что помещик потерял власть над крестьянами, от которых уже не дождаться былого уважения к барину. Жалуется он и на то, что бедняки стали меньше и хуже работать:

Поля — недоработаны,
Посевы — недосеяны,
Порядку нет следа!

Однако сам работать спесивый, ленивый и самодоволь­ный помещик не намерен:

Сословья благородные
У нас труду не учатся.

Плачет помещик от горя и безысходности, потому что не умеет жить по-другому. Чувствует, что времена парази­тизма и бессовестной эксплуатации крестьян проходят.

Яркая картина произвола помещиков над крестьяна­ми после их "освобождения" изображена на примере помещика Больших Вахлаков Утятина, который был безмерно богат, что давало ему право на самовольство, самоуправство: "весь век чудил, дурил". Настолько он был уверен в незыблемости своего положения и силы, что даже после реформы отстаивал "права свои дворянские, веками освященные". От всего сердца ненавидели поме­щика крестьяне, но после выхода "на волю" им выдели­ли неудобные земли, в которых "не осталось то выпасов, то лугов, то леса, те водопоя". Поэтому, поверив обеща­нию наследников Утятина отрезать им после смерти отца луг, так им необходимый, они согласились разыг­рывать из себя крепостных. Много обид и страданий перенесли они за этот срок от больного, умирающего помещика, но после его смерти им не то что луга не отдали — спасибо не сказали!

Совсем по-другому заканчивается легенда "О двух ве­ликих грешниках", где действует богатый, знатный, беско­нечно жестокий и беспощадный к крепостным пан Глуховской. Издеваясь над крестьянами, он не испытывает никаких угрызений совести:

Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!

Пана Глуховского убивает атаман разбойников Кудеяр, совершивший за свою жизнь множество злых и грязных дел, однако за это убийство Кудеяр получает прощение всех своих прошлых грехов. Революционный смысл ле­генды в том, что помещиков нужно уничтожать, а не тер­пеливо исполнять их капризы.

Через всю поэму Некрасов проводит мысль, что после реформы, какой бы кабальной для крестьян она ни была, все же наступили долгожданные изменения в жизни рус­ского народа. И это стало ясно не только крестьянам, но и помещикам:

Ой, жизнь широкая.
Прости-прощай навек!
Прощай и Русь помещичья!
Теперь не та уж Русь! [/sms]
04 окт 2007, 14:43
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.