Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение: И.С.ТУРГЕНЕВ "Отцы и дети" Спор поколений


Сочинение: И.С.ТУРГЕНЕВ "Отцы и дети" Спор поколений

Сочинение:  И.С.ТУРГЕНЕВ "Отцы и дети" Спор поколенийВ своем романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев сумел отобразить противоречия, возникшие в обществе накануне падения крепостного права, в том числе и обострение клас­совой борьбы в стране. В спорах и столкновениях двух героев романа — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, Тургенев воплотил основной конфликт "отцов" и "детей", который, наметившись в начале произведения, постепенно углубляется и перерастает из конфликта поко­лений в конфликт разных общественных сил: дворянской интеллигенции (Кирсанов) и нового класса революционе­ров-демократов (Базаров).

Несмотря на споры и столкновения, в характерах База­рова и Павла Петровича много общего. Сильные черты их личностей выгодно выделяют этих людей из достаточно серой массы окружающих. Возможно, именно поэтому они уверены в правильности своих убеждений и умеют их от­стаивать, не поддаваясь чужому влиянию.
[sms]
На страницах романа столкнулись люди, имеющие раз­ные, порой противоположные мнения по различным воп­росам, и мы понимаем, что они никогда не договорятся, поскольку безграничное самолюбие каждого, "сатанинская гордость" не дают соглашаться им со взглядами оппонен­та, а взаимная вражда (неприятие не только убеждений друг друга, но и зачастую — личностных особенностей) углубляет этот конфликт.

Различие социального положения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова накладывает свой отпеча­ток не только на внешний вид героев, но и на манеру их поведения, речь.

Разночинец по происхождению (сын полкового лека­ря), Базаров выступает принципиальным противником всего дворянства, понятий дворянского общества, а осо­бенно — романтического, либерального идеализма. Он — нигилист, а это значит, что он ничего не принимает на веру, для него не существует признанных авторитетов: "Мы: действуем в силу того, что мы признаем полез­ным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем". Поэзия и искусство, по мнению Евгения, бесполезные занятия, поэтому он отвергает их не заду­мываясь. Своеобразно и его отношение к природе, кото­рая для него лишена романтической таинственности и загадочности: "Природа — не храм, а мастерская, и че­ловек в ней — работник". Все на свете Базаров хочет проверить опытным путем, доверяя лишь разуму и эк­сперименту, отвергая чувства, поэтому часто говорит вещи не только неприятные, но и обидные окружающим.

Бесконечно веря в науку, которая, как ему кажется, по­может человеку проникнуть во все тайны жизни, Базаров считает, что личностные различия между людьми — Та. кая же "гниль и художество", как и искусство, "роман­тизм": "Все люди друг на друга похожи телом, так и душой, и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других". И в этом он противоречит сам себе, поскольку стремится утвердить себя как личность, не по­хожую на других.

Гордясь тем, что понимает народ и умеет разговари­вать с мужиками, Базаров в то же время резко отзыва­ется о народе, указывая на его консерватизм, невежество, леность.

Павел Петрович Кирсанов — дворянин, он аристократ, бывший "светский лев", который в молодости сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к легкомысленной княгине Р. В образе этого героя Тургенев воплотил лучшие черты русского дворянства: порядочность, чест­ность, высокую культуру. Много внимания уделяет Кир­санов-старший своему внешнему виду: даже в деревне он одет по последней моде.

Павел Петрович любит народ, "всегда вступается за кре­стьян", прославляет крестьянскую семью, религиозность, патриархальность, однако он чужд народу, не умеет об­щаться с мужиками, которые его не понимают, сторонятся, чувствуют в нем "барина" (и они правы).

По мнению Павла Петровича, аристократия является движущей силой общества, лишь ей под силу изменить жизнь России путем реформ. Ставя традиции превыше всего, он утверждает: "Мы люди старого века, мы пола­гаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя". Базаров резко высмеивает "принсипы" и авторитеты Кир­санова, поскольку не видит в аристократах никакой пользы. Он также выступает против болтовни и либе­рального обличительства: "Болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда". Отрицая пустую терми­нологию, устаревшие догмы "барской" культуры, Базаров стоит за вмешательство в несовершенную жизнь, а не за тстранение от нее в тень высоких рассуждений о само­уважении и чувстве собственного достоинства: "Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общества? Вы бы не уважали себя и то же бы делали".

И все же, смеясь над убеждениями Павла Петровича, Базаров, на мой взгляд, мало что им противопоставляет. Он действует как разрушитель, готовя площадку для но­вого, но кто это новое будет строить, он не знает.

А Кирсанов, ненавидя весь стиль поведения Базарова, его развязность, неуважение к авторитетам, все же понима­ет, что время "отцов" уже проходит, а на смену ему идет нечто новое, прогрессивное.

Роман Тургенева "Отцы и дети" не только отразил це­лую эпоху в жизни России со всеми ее конфликтами и достижениями, но и заострил внимание современников на необходимости изменений в русском обществе. Значение романа и в том, что он не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня из-за яркого отображения конфликта между "детьми" и "отцами", которые будут спорить друг с другом, наверное, во все времена.[/sms]
04 окт 2007, 11:48
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.