Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: А.Н.ОСТРОВСКИЙ "Гроза" Душевная драма Катерины


Сочинение: А.Н.ОСТРОВСКИЙ "Гроза" Душевная драма Катерины

Сочинение: А.Н.ОСТРОВСКИЙ "Гроза"  Душевная драма КатериныДрама А. Н. Островского "Гроза" — одно из самых значительных произведений не только в творчестве писа­теля, но и во всей русской драматургии. Центральный кон­фликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы — Катерины. Герцен писал о "Грозе": "В своей драме автор проник в глубочайшие тай­ники... русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины... которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи".
 
Катерина — натура поэтическая, мечтательная, вольня. Она воспитывалась в атмосфере любви, радости, свободы поэтому и в доме Кабановых она живет по своим, вутренним законам. Катерина всегда открыта и естественна,  она не хочет и не умеет фальшивить, врать, кривить душой: "...Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу".
[sms]
Церковь и религия с детства вошли в жизнь Катерины когда она слушала рассказы странниц и богомолок, горячо   искренне молилась перед иконами. Религиозность в глав ной героине искренняя, глубокая, Бог для нее — это любовь и красота, поэтому вполне объяснимо и понятно стремление Катерины жить по божьим заветам, по совести. Вообще характеру этой девушки присущи эмоциональность,  искренность, впечатлительность. Наверное, именно поэто­му Островский так часто сравнивает свою героиню с пти­цей: "Я жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле" "Знаешь, мне иногда кажется, что я птица". После этого дом Кабановых, куда Катерина попала после замужества кажется ей клеткой.
 
В этом доме все дышит лицемерием, ханжеством, наси­лием над личностью, "тюрьмой" и "неволей". Среди людей, ее окружающих, не может найти Катерина поддержки, по­скольку все прекрасные качества, которыми она наделена, не ценятся в этом мире.
 
Темно и душно Катерине в доме Кабанихи, которая ест ее поедом. Властная и деспотичная свекровь не привыкла, да и не считает нужным уважать человеческое достоин­ство в других, ханжество и жестокость она старается спря­тать под маской религиозности и благочестия.
 
Страдания Катерцны не находят отклика в сердце мужа, Тихона — недалекого, рабски покорного матери, неспособ­ного к самостоятельным мыслям и поступкам. Искренне, изо всех своих душевных сил хочет Катерина любить и уважать этого слабого человека, но у нее ничего не получа­ется.
 
 Чем больше Кабаниха старается подавить личность Катерины, тем тяжелее и нестерпимее делает ее жизнь, тем сильнее и крепче становятся мечты девушки о воле н свободе. Скромная и терпеливая, она не безропотна, по­скольку обладает пылкой и страстной душой: "А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой си­лой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь".
 
Трагедия обостряется, когда Катерина встречает чело­века, не похожего на остальных, и влюбляется в него всем сердцем, всей душой, требующей свободы, любви,счастья. Однако это чувство несовместимо с жизнью общества, да и моральные принципы самой Катерины не дают ему право на существование: "Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что другого люблю". Смятением и ужасом полна душа Катерины, но ради любимого человека она готова даже преступить через священные для нее понятия о грехе и добродетели. Страшная драма разыгрывается в душе героини, поскольку она идет против собственной совести, но не способна ни лгать, ни притворяться перед собой и окружающими. Она не может и не хочет таить своего греха, поскольку натура ее всегда была цельной и гар­моничной, однако разрешить возникший конфликт сама девушка не в состоянии.
 
Приезд мужа, страшная барыня с ее проклятиями, ужас­ная гроза, которая для Катерины символизирует "кару гос­подню", древняя картина с изображением Страшного суда перевешивают чашу внутренних страданий Катерины, и она публично кается перед мужем.
 
 Слишком тяжела ноша Катерины, поскольку она не находит защиты даже у любимого Борисе, который хоть и понимает ее, но сам слаб, нерешителен, зависим от богатого дяди Дикого. Даже предчувствуя недоброе, он бросает ее в тяжелую минуту, оставляет одну в страш­ном и недоброжелательном мире, хотя мог бы забрать с собой. Не может и не хочет Катерина возвращаться Домой, в немилость и неволю, к упрекам и укорам Кабанихи: "...Что домой, что в могилу". Выход Катерина видит в смерти, которая кажется ей единственным спа­сением от душевных мук.
 
 Самоубийство Катерины следует воспринимать не как несильное поражение, а как нравственную победу над "тем-йым царством", которому она так и не покорилась. Добро­любов увидел в Катерине "протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца,  провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина". [/sms]

04 окт 2007, 10:26
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.