Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение: А.С.ПУШКИН "Сравнительная характеристика образов Моцарта и Сальери"


Сочинение: А.С.ПУШКИН "Сравнительная характеристика образов Моцарта и Сальери"

Сочинение: А.С.ПУШКИН "Сравнительная характеристика образов Моцарта и Сальери"В основу "маленькой трагедии" Пушкина о Моцарте и Сальери положена известная легенда о смерти знаменитого композитора от руки друга-музыканта, завидующего его славе и таланту.

Перед нами предстают два человека, чья жизнь тесно связана с музыкой, но цели и мотивы творчества — раз­личны. Сальери с детства увлекся музыкой и поставил себе целью постичь тайну чудесных звуков, заставляющих людей плакать и смеяться. Но, упорно обучаясь, стремясь придать пальцам "послушную, сухую беглость и верность уху", он выбрал дорогу ремесла:

...Звуки умертвив,
 Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
[sms]
Лишь достигнув намеченных результатов, музыкант "дерзнул... предаться неге творческой мечты". Претерпевший за время обучения множество невзгод и лишений, Сальери относится к написанию произведений как к тяжелому кропотливому труду, заслуженной наградой за который явля­ются успех и слава.

Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой.Слава
Мне улыбнулась...

Именно поэтому он не приемлет "легкомысленного" отношения Моцарта к своему великому таланту. Но для Моцарта музыка — это всегда радость творчества, внутренняя свобода. Он независим от мнения окружающих. Легко, без принуждения дается ему волшебное искусство, вызывая зависть и раздражение Сальери:

Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
 Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..

Для самолюбивого и гордого Сальери непостижимо то, что наделенный божественным даром композитор может остановиться, чтобы послушать безыскусную игру слепого уличного музыканта и еще находить в этом удовольствие. Сальери обескуражен и раздражен предложением Моцар­та разделить его радость:

Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.

Непосредственному и веселому восприятию жизни Мо­царта Пушкин противопоставляет нравственную ограни­ченность Сальери, которая и приводит его к мысли отра­вить великого композитора. Свои зависть и ревность Са­льери оправдывает ложным беспокойством о судьбе искусства, которое, будучи поднято Моцартом на недосягае­мую высоту, будет обречено вновь пасть вниз после его смерти: 

...я  избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой...

Позиции Сальери противопоставлена убежденность Моцарта в том, что "гений и злодейство — две вещи несов­местные". Моцарту чуждо самолюбование и гордыня, он не возвышает, а приравнивает себя ко всем, умеющим чув­ствовать "силу гармонии":

Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.

Я думаю, что именно истинный талант и внутренняя свобода ставят Моцарта выше Сальери, который навсегда останется в проигрыше после смерти своего замечательно­го друга, потому что с нечистой совестью никогда не при­коснуться к тайнам надчеловеческого...[/sms]
03 окт 2007, 14:24
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.