Последние новости
08 дек 2016, 15:25
Синоптики обещают непогоду в Ростовской области сегодня, 8 декабря, и завтра, 9 декабря....
Поиск

» » » » Сочинение: Фамусовская Москва в комедии "Горе от ума"


Сочинение: Фамусовская Москва в комедии "Горе от ума"

Сочинение: Фамусовская Москва в комедии "Горе от ума"Литературная деятельность А. С. Грибоедова была го­раздо шире, чем написание одной только комедий "Горе от ума", но все же в памяти многих поколений он остался автором одного произведения, создателем одного шедевра. И дело даже не в том, что комедия имела потрясающий, выдающийся успех среди современников автора — она пе­реросла свой век и не потеряла своего значения даже в наши дни.

Фамусовы, скалозубы, молчалины и сегодня встречают­ся гораздо чаще, чем чацкие. Чем же живут эти люди, к  чему стремятся? Идеалом человека для всего "цвета" Москвы является не тот, кто стремлением к познанию и упорным трудом добивается достижения целей. Нет, здесь в  почете совсем другие качества. Вот кто является примером:

Он не то на серебре,
 На золоте едал, сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.
[sms]
Женщины в Москве тоже могли занимать влиятельно положение и пользоваться всеобщим уважением. Вот, например, Татьяна Юрьевна:

Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздник и на даче.

В мире представителей фамусовского общества ценными считаются не настоящие достоинства человека, а деньги и  власть, здесь откровенно охотятся за богатством, чинами, положением в обществе. "Теплые" места здесь дер­жат не для людей с истинными заслугами и талантами, а для друзей и родных:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
 Ну как не порадеть родному человечку!..

Татьяна Юрьевна, например, славится не только бала­ми, но и связями. Все хотят поддерживать с ней добрые отношения, поскольку:

Чиновные и должностные
 Все ей друзья и все родные.

Лесть, лицемерие, низкопоклонство среди этих людей откровенно превозносятся в ранг добродетелей. Разными путями тут идут к успеху, поднимаются по служебной ле­стнице, но все эти дороги — унизительные и оскорбитель­ные, неприемлемые для честного и порядочного человека.

Вот, например, Скалозуб. Добиваясь генеральского чина, он движется по служебной лестнице по головам товари­щей, радуясь их неудачам и даже гибели:

Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
 То старших выключат иных,
 Другие, смотришь, перебиты.

Ещe один способ делания карьеры — лесть, подхалимство,  низкопоклонничество перед вышестоящими. Таков был дядя Фамусова, Максим Петрович, который добился места при  дворе и высочайшего расположения не личными качествами и талантами, а тем, что

Когда же надо подслужиться,
 И он сгибался вперегиб.

С помощью услужливости всем, даже "собаке дворника, чтоб ласкова была", делает карьеру в доме Фамусова и  Молчалин:

Там моську вовремя погладит!
 Тут в пору карточку вотрет!

Лучше всего раскрываются все нелицеприятные качества "друзей" и "близких" Фамусова во время бала, где мы  оцениваем их не только с точки зрения Чацкого, но и с их  позиций относительно друг друга. Графиня-внучка очень язвительно и точно охарактеризовала общество, собравшиеся на торжество:

...Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
 Какие то уроды с того света,
 И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Мы видим мелкие душонки этих людей: тупоумных  сплетников, чванливых и праздных болтунов. Для Чацкого они сливаются в "мучителей толпу":

В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
 Нескладных умников, лукавых простяков,
 Старух зловещих, стариков,
 Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Эти люди презирают и ненавидят друг друга, считая  лишь себя умными и хорошими. Но на их лицах — лицемерные улыбки и слова восторгов.

Враги просвещения, не имеющие собственных мыслей, а  придерживающиеся общественного мнения, считающие, что  "грех не беда, молва не хороша", эти нравственные убожества сплачивает в единое целое лишь одно — непримиримая ненависть и злоба к новому свободному образу  мыслей, независимости суждений, уму Чацкого. В просвещении,  
учености видят эти люди угрозу своему теплому, при­вычному, душному мирку:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
 Что нынче, пуще, чем когда,
 Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Очень простой выход в борьбе с этим "злом" находит Фамусов:

Забрать все книги бы, да сжечь.

Кичась своей любовью к родному городу ("едва другая сыщется столица, как Москва"), своей стране, эти "патрио­ты" пытаются сделать вид, что им чуждо и неприятно засилье иностранщины в Москве:

А все Кузнецкий мост и вечные французы,
 Откуда моды к нам и авторы, и музы:
 Губители карманов и сердец!

А что же мы видим на самом деле? "Тоску и оханье, и стон" по Франции, книги — французские романы, песни — французские романсы, воспитатели — французские гувер­нантки. И так во всем:

Дверь отперта для званых и незваных.
Особенно для иностранных.

Таким образом, комедия затронула множество "вечных" и вопросов, некоторые из которых не решены до сегодняшнего дня. Вследствие этого комедия не утратила своей актуальности и злободневности даже в наше время. Подбира  забавные и красноречивые фамилии для своих героев (Скалозуб, Молчалин, Тугоуховская, Хлёстова), Грибоедов помогает нам не только посмеяться над ними, но и задуматься над этими образами, чтобы не пропустить их в жизнь и верно отреагировать на их нравственное и моральное  убожество. [/sms]




02 окт 2007, 15:41
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.