Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Энциклопедия » Животные » Пресмыкающиеся » Пресмыкающиеся. Виды ядовитых змей. Очковая змея (Naja tripudians, род Naja).

Пресмыкающиеся. Виды ядовитых змей. Очковая змея (Naja tripudians, род Naja).

Пресмыкающиеся. Виды ядовитых змей. Очковая змея (Naja tripudians, род Naja).  Во всей Южной Азии водится великолепно окрашенная, довольно большая и страшная ядовитая змея, которая называется очковой змеей (Naja tripudians, род Naja). Бороздчатые ядовитые зубы ее помещаются впереди от неядовитых (Proteroglypha).
 
Длиной от 1,5 до 2 почти метров, она очень пестро разрисована; основной цвет ее огненно-желтый, отчасти с голубым отблеском; на голове явственно заметен рисунок, имеющий некоторое сходство с очками, откуда и произошло название змеи. Обитает она обыкновенно в покинутых холмиках термитов, в развалинах, не избегая также соседства с человеческим жилищем. На охоту отправляется чаще всего днем после обеда; в движениях медленна и довольно неуклюжа, хотя при случае может проворно плавать и лазать по деревьям.
 
Так португальцы, впервые встретившие ее на Цейлоне, назвали ее кобра де капелло, что означает «шляпная змея», вследствие способно­сти кобр расширять шею, растопыри­вая в стороны передние 4 пары ре­бер. Так как змея при этом ставит переднюю часть тела вертикально, а го­лову изгибает горизонтально, то кажется, будто на голове надета круглая шляпа.
 
В Индии эта змея как раньше, гак отчасти и теперь пользуется почитанием. Весьма интересно сказание, связанное с ним почитанием. Будда однажды заснул на земле, и полуденное солнце очень беспокоило его; тогда явилась кобра, расширила свои щитки и защитила ими лицо бога от солнца, В благодарность за это Будда обещал ей ми­лость, даровав очки. которых очень боятся грифы главные враги кобр. Пели индус находит в своем доме кобру, то он сначала упрашивает се удалиться или пытается выманить ее, держа перед ней пищу; если же ничто не помогает, то он обращается к жрецам, которые за прилич­ное вознаграждение мирным образом изба­вляют его от опасною гостя. Убить змею считается страшным грехом; наоборот, такую гостью кормят и заботливо охраняют в суеверном убеждении, что всякий вред, причиненный змее, повлечет за собой не­счастье для всего дома. Даже в том слу­чае, если страх перед опасным живот­ным пересилит у индуса благоговейное по­читание, если, например, змея укусила ко­го-нибудь из семьи, го хозяин все-таки не решится убить ее, а отваживается лишь на небольшое насилие: змею с большой опас­ностью для себя ловят в корзину и, от­неся подальше от дома, с почтительными извинениями отпускают на свободу.
 
При таком отношении к змеям неуди­вительно, что всякою рода фокусники и за­клинатели змей считаются волшебниками, обладающими какой-то сверхъестественной си­лой, а брамины в своих интересах под­держивают в народе эту веру. Действитель­но, нельзя не пора­жаться, с какой ловкостью обраща­ются эти люди с опасными животны­ми. Прежде полага­ли, что заклинатели всегда выламывают ядовитые зубы у змей, с которыми они выступают пе­ред публикой, ко теперь уже несо­мненно доказано, что если и не всег­да, то часто змеи укротителей сохра­няют свою ядови­тость. Имея дело с такими животными, укротитель полагает­ся единственно на свое знание харак­тера змей и отчасти на дрессировку.
 
 Вот как описы­вает представление заклинателя Рондо. «В 6 часов вечера на палубу явился индийский заклина­тель змей. Он был бедно одет, и толь­ко три павлиньих пера на тюрбане указывали на его профессию. В различ­ных мешочках у нею были амулеты раз­ного рода, а в плоской корзине заклю­чалась очковая змея. Он расположился на баке, а мы расселись на скамьях и на шканцах; кругом столпились матросы. За­клинатель присел на корточки около кор­зины и снял с нес крышку. Тогда все увидели в ней свернувшуюся кольцами очко­вую змею. Заклинатель вынул род клар­нета и начал однообразно наигрывать про­тяжную и жалобную мелодию. Змея поне­многу приподымается и вертикально вытя­гивается, но хвост ее, свернутый в коль­ца, все еще лежит на две корзины. Через несколько времени змея приходит в беспокоиство, начинает раскачиваться, расши­ряет свой щит, злобно шипит, быстро двигает языком и несколько раз стреми­тельно бросается на заклинателя, как бы с целью его укусить, но под присталь­ным взглядом факира как бы в нере-шительности останавливается. Щит се все расширяется, а заклинатель в течение 10 минут не спускает с нес странною при­стальною взгляда. Наконец, змея начинает успокаиваться, медленнее раскачивает голо­вой и, как бы при­слушиваясь к му­зыке, которая посте­пенно замедляемся и делается тише, начинает посте­пенно свертывать кольца и опускаться в корзину. Впро­чем, язык по-преж­нему высовывается и втягивается на­зад. Еще через несколько минут и змея впадает в полусонное состоя­ние. Глаза се, кото­рые раньше горели огнем и выражали ярость, постепенно делаются совершен­но неподвижными, змея как будто оча­рована. Заклинатель пользуется этим мгновением слабо­сти, медленно при­ближается к ней, не переставая играть и не спуская при­стального взгляда, прижимает к се голове сначала нос, затем язык. Это продолжается лишь несколько мгновений, и очнувшаяся от сво­ею оцепенения змея снова яростно бросается на индуса, который едва лишь успевает отскочить».
 
Когда после этого Рондо и его то­варищи произвели опыт над змеей и дали ей укусить одну за другой несколько кур, то они через 6 8 минут околели в страш­ных мучениях.
 
Подобные же представления проделывают и арабские заклинатели в Египте и в других странах Африки с другими змеями из рода Naja. Укус очковой змеи почти всегда смер­телен, а так как твари эти очень много­численны, то в Индии ежегодно умирает оки.ю 20000 человек в среднем.
21 сен 2007, 15:47
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.