Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » Конструкция корпуса судна. Шпангоуты.


Конструкция корпуса судна. Шпангоуты.

Конструкция корпуса судна. Шпангоуты. Поперечные элементы конструкции корпуса, вместе с килем образующие его набор, называются шпангоутами.
 
Шпангоуты устанавливают в вертикальной плоскости перпендикулярно ДП. По аналогии с ребрами животных боковые ветви шпангоутов иногда также называют ребрами. Каждый шпангоут состоит из пары ребер, укрепленных на киле; они изогнуты по форме днища и продолжаются вверх по бортам. Вследствие U-образной формы корпуса в середине судна и V-образной в оконечностях шпангоуты невозможно изготовить из целого дерева, поэтому их делают составными.

Обычно шпангоуты по ширине выполняют двухслойными (из досок или брусьев). При этом слои фальцуют так, чтобы половина высоты одного слоя накладывалась на середину другого. После этого оба слоя накрепко скрепляют нагелями. Реже оба слоя устанавливают друг от друга на расстоянии при помощи небольших деревянных вставок и соединительных шипов. Но и в этом случае в нижней части шпангоута слои всегда подгоняют вплотную друг к другу. Число шпангоутов зависит от длины судна и требуемой прочности корпуса.
 
Вообще же расстояние между шпангоутами — шпация — не должно превышать полуметра.
 
Шпангоут в самом широком месте судна называют мидель-шпангоутом, остальные шпангоуты — „передними" или „задними" в зависимости от того, находятся они от мидель-шпангоута к носу или к корме. Нижнюю часть шпангоута, соединяющую с килем называют флортимберсом. Он может быть изготовлен из целого куска дерева или из двух, соединенных на киле. К флортимберсам с каждой стороны примыкают футоксы, нумеруемые от флортимберса.
 
В зависимости от размерений судна могут применяться шпангоуты с различным числом футоксов. Верхнюю часть шпангоута называют топтимберс. В корме и в носу, где шпангоуты заострены, флортимберсы тоже имеют заостренную форму - это так называемые пиковые флортимберсы.
 
В носовой и кормовой частях судна шпангоуты не всегда располагают перпендикулярно ДП; часто их поворачивают так, чтобы они стояли перпендикулярно обшивке корпуса.
 
Такие шпангоуты называют поворотными. Их обычно устанавливают в местах, где требуется особая прочность, а также на судах, имеющих корпус с довольно полными обводами.

Соединительные линии между флортимберсами и первыми футоксами располагаются параллельно ДП и называются резен-линиями.
 
На малых судах шпангоуты тоже могут быть наборными, т. е. состоять из двух или более деталей. На небольших шлюпках шпангоуты часто изготовляют из одного куска дерева, естественно из искусственно изогнутого. Шпангоуты могут состоять и из нескольких склеенных друг с другом пластин. Такие клееные шпангоуты часто выполняют одновременно с бимсом.
 
На больших судах шпангоуты, усиленные дополнительными листами и профилями, называют рамными.

На старинных судах шпангоуты были наборными и, как и на современных парусниках, состояли из флортимберсов и футоксов.

Кроме обычных шпангоутов для повышения прочности корпуса на некотором расстоянии друг от друга устанавливали усиленные шпангоуты. Их обычно располагали под портами и вели только до нижней палубы. Усиленный шпангоут, как и обычный, состоял из флортимберсов и футоксов, но более крупных размеров. На рисунке показаны приемы изготовления старинных шпангоутов.
 
На металлических клепаных судах устройство шпангоутов проще. Здесь различают только флор — вертикальный стальной лист с обделочным угольником, идущим поперек днища судна, и боковые ветви шпангоутов. Последние обычно выполняют из двух уголковых профилей. Для уменьшения веса и удобства постройки в флорах делают вырезы.
08 сен 2007, 15:35
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.