Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » Вишневый сад на Поварской


Вишневый сад на Поварской

Вишневый сад на ПоварскойЧиновники атакуют театр Анатолия Васильева "Школа драматического искусства"
Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву
А.П. Чехов

Накануне открытия крупнейшего российского театрального фестиваля "Золотая Маска" стало известно, что комитет по культуре Москвы отстранил от должности художественного директора театра "Школа драматического искусства" его основателя - Анатолия Васильева. За ним оставили должность главного режиссера с возможностью вновь обрести пост художественного руководителя по "завершении реорганизации театра".

Антураж

Новость о перестановке распространил сам комитет по культуре. Из странных формулировок пресс-релиза следовало, что Анатолия Васильева едва ли не отстранили от должности художественного руководителя. Это показалось совсем уж фантасмагорией: каким образом чиновники могут лишить руководителя театра творческой должности? Чуть позже стало понятно, что Васильева снимают с поста художественного директора, в котором совмещались худрук и собственно директор. Однако следующая же фраза пресс-релиза вновь все запутывала: "А. Васильеву предложено продолжить творческую деятельность в театре в качестве главного режиссера с сохранением зарплаты на прежнем уровне, а после завершения реорганизации театра - продолжить работу в должности худрука "Школы драматического искусства", которая будет расположена на Сретенке, 19/27". Следовательно, худруком Васильеву быть не дают.

Абсурдность текста комитета по культуре требовала разъяснений. Корреспонденту Lenta.ru не удалось добиться комментариев ни от кого из этого ведомства. В приемной председателя комитета С.И. Худякова посоветовали обратиться в приемную заместителя - А.Е. Порватова. Там нам объяснили, что вся информация по интересующему вопросу находится на сайте комитета. На странице "Новости" театр "Школа драматического искусства" упоминается лишь однажды: "В отдельных театрах количество прокатываемых спектаклей недостаточно, а в некоторых, складывается неблагоприятная ситуация с посещаемостью. В прошлом году эти проблемы так и не удалось преодолеть в таких театрах как "На Малой Бронной", "Бенефис", "Школа драматического искусства"..." (из выступления С.И. Худякова на собрании актива работников культуры и деятелей искусства города Москвы 27 марта 2006 года).

В том же пресс-релизе комитета по культуре содержалась также информация о назначении нового директора "Школы драматического искусства": им стал Филипп Лось, исполнительный директор театра "Школа современной пьесы". В "Школе современной пьесы" эту информацию корреспонденту Lenta.ru не подтвердили: Филипп Лось назначения не получал и не принимал.

Анатолий Васильев отказался комментировать сложившуюся ситуацию и продолжил репетиции, как нам сообщили в "Школе драматического искусства".

"Имущественный кошмар"

Как бы то ни было, за отставками и назначениями в "Школе драматического искусства" стоит проблема "реорганизации" работы театра. По мнению комитета по культуре, мерилом работы коллектива и его руководителя является число премьер и использование помещений по назначению. Васильев не соответствует каким-то неведомым чиновничьим стандартам. Он много гастролирует, уступает помещения театра для бесплатных концертов, привечает новых режиссеров и вообще работает "на будущее", что противоречит чьим-то представлениям об "эффективности".
Театру Васильева сейчас принадлежат здание на Сретенке и несколько помещений в двух зданиях на Поварской - в домах 18 и 20. В июне 2005 года правительство Москвы распорядилось разделить театр на собственно "Школу драматического искусства" и дирекцию проекта "Открытая сцена". Театру предписывалось покинуть Поварскую и отправиться на Сретенку. Анатолий Васильев направил письмо мэру Лужкову с просьбой отменить реорганизацию театра. В послании режиссер апеллировал к тому, что столичный градоначальник сам участвовал в создании "Школы драматического искусства" в 1997 году, и что именно на Поварской родился тот театр, который теперь признан во всем мире и является одной из самых влиятельных сценических лабораторий нашего времени.

За Васильева вступились многие. Так, письмо мэру написал председатель Союза театральных деятелей и худрук театра "Et Cetera" Александр Калягин. В нем, в частности, говорится, что "Школу драматического искусства" нельзя рассматривать "как обычное "учреждение культуры", оценивая его работу исходя из показателей - средняя заполняемость зала, интенсивность использования зала и т.д... По большому счету А.А. Васильев, действительно выдающийся режиссер с мировой известностью, единственный в нашей стране занимается театральной наукой". Другое послание направили четырнадцать влиятельных деятелей искусств, в том числе Михаил Ульянов, Николай Петров и Римма Казакова. Третье письмо Лужкову адресовали петербургские режиссеры Лев Додин и Кирилл Лавров. Однако мнение общественности не возымело действия: 4 июля 2005 года мэр подписал документ "О реорганизации Государственного учреждения культуры г. Москвы "Московский театр "Школа драматического искусства".

Когда распоряжение мэра стало печальной данностью, Анатолий Васильев с полным основанием сравнил себя с Раневской, героиней чеховского "Вишневого сада". "Я не извлекаю из московского имущества доход. Доход. Это основная претензия", - сказал режиссер в одном из интервью. - Но я всегда думал, что ...культура - это выше коммерции".
Увы, не родился еще тот чиновник, который бы разделял эту точку зрения. Непохоже также, чтобы представители комитета по культуре ясно понимали, что именно они отбирают у театра: речь ведь идет не о залах, а о переоборудованных в "студии" квартирах, вмещающих считанные десятки зрителей. Васильев отмечал, что этим странным пространством никто, кроме него самого, не сможет распорядиться. Сейчас в помещениях на Поварской режиссер репетирует "Каменного гостя" по "маленькой трагедии" Пушкина и опере Даргомыжского. Премьера спектакля планировалась на апрель. Там же идет подготовка к новой постановке Дмитрия Крымова с внезапно злободневным названием "Торги", скомпонованной из фрагментов главных чеховских пьес.

К слову, "Недосказки", одна из недавних постановок Крымова, осуществленная в театре Васильева, номинирована на "Золотую Маску" этого года в категории "Новация". Будет странно, если театральная общественность, цвет которой собрался сейчас в Москве, не выскажется в поддержку "Школы драматического искусства". Ко многим из них власти, по меньшей мере, прислушиваются. В противном случае действующий русский театр сам обрекает себя на роль чеховского Гаева: "До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже... Я банковский служака, теперь я финансист". Источник: www.Lenta.ru
30 мар 2006, 00:00
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.