Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » История плетения из бисера.


История плетения из бисера.

История плетения из бисера.История плетения из бисера насчитывает не одно тысяче­летие. Его родиной считают Египет, где задолго до нашей эры начали плести различные украшения из кристаллов не­прозрачного стекла, проделывая в них отверстия. Получив­шиеся маленькие бусинки нанизывали на волос или твердую нить, пропитанную воском. Затем искусство плетения укра­шений из стекла переходит в Европу, где в эпоху расцвета Римской Империи оно совершенствуется: чем меньше вели­чина бусинки, тем искуснее плетение, тем большую ценность имели изделия.

Впрочем, искусство низания бусинок было известно с древнейших времен и в других странах. Например, на Руси украшения из бисера носили еще задолго до нашей эры.

Бисер популярен у многих народов Ближнего и Дальнего Востока, Америки, Индии, Африки, островов Тихого и Ат­лантического океанов. И у всех народов украшения различа­ются по функциям, орнаменту, использованию определен­ных цветов, их соединению, композиции, форме, названи­ям. Так, например, у народов Америки это так называемые вампумы (нитки с нанизанными на них раковинами), пове­ствующие об определенных событиях в жизни индейца; у африканских племен — чале, содержащие информацию о социальном положении человека, носящего их.

У народов Европы бисерные украшения различаются не только по функции, но и по способу плетения. У украинцевбисерное ожерелье называется герданой или сылянкой. У белорусов это же украшение именуется горлянкой и пляцен-кой, а у русских это — гайтаны, цепочки и ожерелки.

Носили их тоже по-разному: одно или несколько украше­ний, в праздничные дни или в будни, при рождении или после смерти — во время обряжания покойного. У многих народов разные бисерные украшения носили в зависимости от возраста: в младенчестве — одни, в молодости — другие, в зрелые годы — третьи. А у народов островов Тихого океана бисерные украшения даже служили эквивалентом денег.

С XIV века в православной церкви, а позже и в католи­ческой, стали украшать предметы богослужения бисером. А с XV века бисерная вышивка стала использоваться для укра­шения нарядов и предметов быта в аристократических кру­гах.

Практически в это же время русские мастерицы начали включать венецианский и богемский бисер в вышивку золо­том, используя драгоценные камни и речной жемчуг, кото­рый был очень широко распространен на Руси. Даже зажи­точные крестьянки делали себе бисерные и жемчужные ко­кошники, при этом техника низания зависела исключительно от фантазии и прихотей самой мастерицы. Иногда украшения ткали на специальном станке — при этом количество нитей доходило до 30. В зависимости от настроения, социального положения (хорошие сорта бисера стоили весьма дорого) искусницы создавали красочные узо­ры, которые соединяли в себе геометрические орнаменты, изображения растений, и животных. Из-под их рук выходи­ли самые разнообразные украшения: серьги, браслеты, перст­ни, бусы, ожерелья, пояса, косники и косоплеты (бисерные ленты, вплетаемые в косы).

История плетения из бисера.А между тем подлинного расцвета искусство бисеро-плетения на Руси достигло к лишь концу XIX века. Его раз­витие, как и многое другое, было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Стараясь насадить свои традиции, монголы разрушали культурные центры русичей. Нетронуты­ми остались только северные земли и Новгородские. Именноздесь сохранились небольшие островки рукоделия: вязание крючком и на спицах, мозаика на воске, плетение кружев, низание и, конечно же, вышивка.
 
Особенно популярными в середине прошлого века были ажурные бисерные воротнички. В различных губерниях их называли по-разному: подгорлок, сетка, ошейник (сейчас это слово приобрело, конечно, совершенно иной смысл). Поя­вились они из-за консервативных взглядов на одежду: на рубахах по европейской моде начали делать глубокий вырез, а открывшуюся часть шеи и груди нужно было чем-то при­крыть. Для этого стали плести что-то вроде сетки из мелкого бисера и жемчуга с подвесками разной длины. Делался он таким же узором, как и налобник, который крепился к го­ловному убору и спускался иногда даже ниже бровей. А сза­ди кокошник украшался позатыленем — бисерной сеткой в форме прямоугольника с разноцветным орнаментом.

Вышивкой из бисера украшали и предметы домашнего обихода: кошельки, сумочки, скаиерти, подушки, мужскую одежду (пояса, подтяжки), женские костюмы. XIX век был золотым веком русского бисера.

В XX веке бисер в основном используется только для ук­рашения женских туалетов. Интерес к бисеру и изделиям из него вспыхивает вновь с появлением культуры хиппи, (подробнее об этом - в следую­щем разделе).

В наши дни искусство плетения, тканья, низания из бисе­ра возрождается в мастерских художников, современные мо­дельеры используют бисер и стеклярус для украшения одеж­ды и аксессуаров.
21 июн 2007, 13:21
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.