Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Развитие бисерного производства и рукоделия в России.


Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

Развитие бисерного производства и рукоделия в России. Изде­лия из стекла были известны на территории нашего государства с древних времен. В скифо-сарматскую эпоху бусы использовали в качестве украшения племена При­черноморья.

Любили носить мелкие бусы, напоминающие бисер, женщины Киевской Руси. Стекло­делательные мастерские существо­вали в Киеве, Новгороде, Чернигове и других крупных центрах ремес­ленного производства. Нашествие монголо-татар на долгие годы пре­рвало развитие ремесла на Руси.

В XVII столетии русские актив­но использовали привозной бисер и стеклярус в меновой торговле с народами Сибири. В числе това­ров, которые везли русские торг­овцы, почти всегда значились оба этих материала.

Для украшения костюма в то время использовали жемчуг, им вышивали отдельные части одеж­ды, делали из него и украшения. Бисер и стеклярус ценились не­высоко. В 1635 году упоминается о покупке бисера Царицинской Мастерской Палатой для отделки платья шутихи.
В это же время были предпри­няты первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. В подмосковном селе Из­майлово построили стеклянный за­вод. В Италию отправили русского посланника Ивана Гебдона. Цель его поездки — нанять на царскую службу мастеров-стекольщиков. В 1676 году в Москву прибыли вене­цианские стеклоделы. Завод про­работал до 1706 года.

В XVIII веке применение бисе­ра и стекляруса стало более раз­нообразным. Появились предметы повседневного обихода, украшенные чехлами, сплетенными из би­сера. Бисерно-стеклярусные вы­шивки использовали в качестве картин, панно, настенных покры­тий, заменяющих обивку. Приме­ром может служить стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ора­ниенбауме. Бисер и стеклярус стали все чаще встречаться на предметах культового назначения. Ими расшивали оклады икон, об­разки, ленты, на которых подвеши­вали лампады и паникадила, появ­ились бисерные четки.
 
В начале века, в 1724 году, была предпринята вторая попытка на­ладить производство бисера в Рос­сии. Для этого советник коммерц-коллегии Андрей Кассинен пред­ложил отправить молодых людей в Италию для обучения и пригла­сить в Россию венецианских мас­теров. Он писал: «...круглые вся­ких разных колеров стеклянные бисеры, кроме Венеции, нигде не делаются».

Шло время и уже М.В. Ломо­носов, доказывая необходимость создания фабрики по изготовле­нию бисера, писал: «В 1748 году через Санкт-Петербургский порт в страну было привезено 472 пуда бисера и два пуда стекляруса, в 1752 году — бисера привезено в четыре с половиной раза больше, а стекляруса в четыре раза боль­ше». Наконец в 1754 году фабри­ка была открыта в Усть-Рудице под Ораниенбаумом. Здесь нала­дили производство бисера, стекляруса, граненых камней, стекла для мозаики по особой технологии на оборудовании, придуманном самим ученым. В 1755 году была выпу­щена первая продукция. Произ­водство задерживало отсутствие квалифицированной рабочей си­лы. В 1765 году, после смерти Ло­моносова, фабрика была закрыта.

XIX век связан с расцветом би­серного рукоделия в России. Свет­ские дамы и купчихи, горожанки и крестьянки пробовали свои силы в этом виде народного творчества. Причем увлекались им не только женщины, но и мужчины. Немалое количество вещей выходило из рук крепостных тружениц поме­щичьих мастерских и мастериц мо­настырей. Порой это были поисти­не уникальные вещи. Например, в имении графа Тарановского в Чер­ниговской губернии была мебель, у которой по воспоминаниям совре­менников «все сиденья затянуты изумительными вышивками бисе­ром. По белому фону вышиты цве­ты, птицы и фрукты. Работа испол­нена тончайшим бисером в Кача-новке крепостными».

Во второй половине XIX века интерес к бисеру и стеклярусу по­степенно затухал, но в конце века вспыхнул с новой силой. Появи­лась мода использовать бисер и стеклярус в отделке предметов ин­терьера. Из разноцветного стекля­руса делали, например, бахрому на абажурах, занавесках, скатертях. Из Франции пришла мода использовать бисер и стеклярус в отделке дамских костюмов и различных до­полнений к одежде. К. А. Коровин (великий русский живописец) пи­сал: «К нам подошла молодая кра­сивая девица в шляпке, в кружев­ных перчатках и в черной накидке, отделанной бисером. Франтиха из Звенигорода». Великолепные дам­ские туалеты с бисерными и стек­лярусными вышивками делали в известных русских фирмах А. Т. Ивановой в Петербурге и Н. П. Ламановой в Москве.

Значительно шире использова­ли бусы, бисер и стеклярус в от­делке одежды в начале XX века. Ими вышивали орнаменты, из них плели бахрому, которой обшивали детали платьев и накидок. Именно в это время мастеров бисерного ру­коделия начали готовить в Петер­бургской школе народного творче­ства и в школах художественных рукоделий многих крупных горо­дов России. После революции 1917 года все они были закрыты. Но ос­тались люди, любящие бисер и умеющие создавать из него пре­красные произведения искусства.

Начиная с 1970 года, в стране стало возрождаться бисероплетение, совершенствовались и разви­вались известные техники, созда­вались новые. К 1990 году бисер­ное рукоделие стало одним из са­мых любимых и модных видов народного творчества. Именно в это время была предпринята по­следняя попытка наладить производство отечественного бисера. В Харькове организовали производ­ство бисера хорошего качества, разных цветов и размеров. После распада Советского Союза произ­водство было закрыто.
08 июн 2007, 12:24
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.