Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск





История бисера.

История бисера. История би­сера тесно связана с возникновени­ем стеклоделия. До сих пор никто в точности не знает, когда и где бы­ло впервые получено стекло. Су­ществует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изго­товления финикийцы. В легенде говорится о том, что финикийские купцы, плавая, оказались в Сирии.

Однажды они высадились на берег и, решив приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски се­литры (соединения натрия) из гру­за корабля. От сильного жара се­литра расплавилась, соединилась с речным песком и потекла струей жидкого стекла. Так или как-то по-другому было изобретено стекло, но достоверно известно, что фини­кийские торговцы продавали изде­лия из него во всех средиземномор­ских странах.

По другой версии родиной стек­ла был Древний Египет. Стеклян­ные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры. Добавляя в стекломассу кобальт, медь, мар­ганец, египтяне получали стекло голубого, зеленого и пурпурного цветов. Очень модными были бу­сы, изготовленные из такого стек­ла. Носили их и мужчины и жен­щины, чаще с одеждой белого цве­та. Дома египтянки одежды не но­сили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.

Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «буера» или «бусер», что означает «фальши­вый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производст­во стекла и бисера распространи­лось в Римской империи, а после ее распада и раскола на два госу­дарства, центр стеклоделия былперенесен в ее восточную часть, в Византию.

После взятия Константинополя турецкими войсками, Византия пе­рестала существовать. Часть мас­теров переселилась в другие госу­дарства. Особенно много их ока­залось в Венеции, благодаря чему изготовление стекла и бисера до­стигло здесь небывалого расцвета. Венеция надолго осталась центром бисерного производства.

В 1221 году все стеклодельные мастерские, во избежание пожаров, были перенесены на остров Мурано. Мастера-стекольщики, жившие здесь, с одной стороны пользова­лись большими привилегиями, с другой — под страхом смертной казни и конфискации имущества им запрещалось выезжать за гра­ницу и вывозить необработанное стекло, по составу которого можно было бы узнать секреты его изго­товления. Так Венецианская рес­публика охраняла свою монополию на производство стекла.
 
Венеция снабжала бисером страны Европы, Азии, Африки, а после открытия Америки стала и здесь его главным поставщиком. Венецианским бисером мастера всего мира украшали сумочки, че­хольчики, подушечки, шкатулки, оплетали им сосуды. Его широко использовали в отделке народных костюмов. Светскую одежду в то время украшали жемчугом, бисер и стеклярус использовали мало. Большой популярностью блестящие бисеринки пользовались у ту­земцев. Они меняли на него золо­то и пряности.

В XVIII веке мощную конку­ренцию Венеции составили стек­лоделы Богемии (Северная Че­хия). Они открыли свою техноло­гию изготовления стекла, которое получило название «лесное стек­ло». Вместо соды стеклоделы ис­пользовали поташ, древесную зо­лу. Стекло получалось тугоплав­ким, работать с ним было труднее, но зато оно обладало великолеп­ными оптическими свойствами, твердостью, легче поддавалось об­работке и шлифованию.

В результате конкуренции меж­ду Венецией и Чехией бисерное производство совершенствовалось, и бисер становился все более раз­нообразным — менялся его раз­мер и цвет. Появился металличе­ский бисер: медный, позолоченный, стальной.

Наибольшего расцвета бисер­ное производство достигло в XIX веке. В это время во Франции воз­никла мода на использование би­сера в отделке городского костю­ма и его дополнений — сумочек, косынок, шарфов. В 1880 году из­вестные парижские фирмы вклю­чают черный бисер и стеклярус в оформление женских туалетов из черных и темных тканей. В следу­ющем десятилетии такая отделка распространилась на другие виды одежды, использовалась при со­здании наиболее изысканных туалетов мастерскими многих стран. При этом для украшения город­ского костюма брали бисер и стек­лярус в тон ткани — гранатовый по гранатовому, серый по серому, обыгрывая блеск стекла. В отдел­ке других туалетов участвовали бисер и стеклярус разных цветов, а также из «молочного» стекла, имитирующий жемчуг.

Стеклярус и бисер считали не­заменимыми материалами для от­делки траурных платьев. По ста­ринному обычаю нельзя было но­сить украшения из драгоценных камней и золота в первый год трау­ра. Вот что пишет по этому поводу известный французский литератор Г. Прево в своей книге «Искусство одеваться»: «Стеклярус — единст­венная допустимая модой отделка полутраурных костюмов. Стекля­рус в виде бус, смешанных со сталь­ным бисером, составляет красивую отделку шляп и пелерин, образуя настоящий дождь темного огня».

При украшении современной одежды известные модельеры ак­тивно используют бисер, стекля­рус и бусины. В нарядах с такой отделкой с удовольствием ходят модницы наших дней.
08 июн 2007, 12:14
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.