Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » Суда Древней Руси.


Суда Древней Руси.

Суда Древней Руси.Современные викингам восточные славяне плавали на лодьях — парусно-гребных судах дли­ной до 20 и шири­ной до 3 метров.

Они вмещали до 40 человек, грузоподъемность же их до­стигала 15 тонн. Легкость и малая осадка этих кораблей позволяли киев­ским дружинникам проходить пороги в устье Днепра, переносить свои суда из Дона в Волгу и обратно, плавать по Черному, Азовскому и Каспийскому морям. В 907 году князь Олег с дру­жиной на многих лодьях и челнах со­вершил поход на Царьград (Констан­тинополь).

Лодья имела мачту с небольшим пря­мым парусом и один ряд весел. На обо­их одинаково заостренных концах ее находились рулевые весла {потеси). С их помощью древнерусские суда, не разворачиваясь, меняли направление движения.

В XII веке появились палуб­ные лодьи, на которых гребцы распола­гались в трюме, а воины — на дощатой палубе. Северные поморы, жившие на берегах Белого моря, делали кочи — парусно-гребные суда со специальным обводом для плавания во льдах, мачтой с прямым парусом и веслами.

Позже у них появи­лись трехмачтовые кочи со штурвалом для управления рулем. При попутном вет­ре такой корабль проходил под парусом до 250 километров в сутки. Они также строили особые поморские лодьи, кото­рые имели переборки, разделявшие суд­но на три отсека с люками на палубе. На одной такой лодье помещалось 25—30 че­ловек и до 300 тонн груза. На этих кораб­лях поморы отправлялись на промысел от устья Северной Двины до острова Гру-мант (Шпицберген) и совершали дальниеморские походы, огибая Скандинавию и через устье Невы попадая в Новгород. Новгородцы, торговые связи которых простирались от Астрахани на юго-вос­токе до городов Ганзы на северо-запа­де, использовали парусно-гребные реч­ные и морские ушкуи, парусные буксы и другие корабли, способные взять в трюм до 100 тонн груза.

Все эти типы судов бытовали на Руси вплоть до начала правления Петра I. Лишь дважды в XVII веке предпринима­лись попытки построить с помощью иностранных мастеров корабли по западноевропейским образцам. Это были парусно-гребной «Фридрих», сооружен­ный в 1636 году в Нижнем Новгороде и имевший 3 мачты и 12 пар галерных ве­сел, и военный трехмачтовый «Орел» с 22 пушками на борту. Однако «Фрид­рих» в первом же плавании затонул, а «Орел» был захвачен и сожжен в Астра­хани людьми Степана Разина.
31 май 2007, 12:39
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.