Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » Бракосочетание по иудейскому обычаю


Бракосочетание по иудейскому обычаю

Бракосочетание по иудейскому обычаюБракосочетание по иудейскому обычаюОсобые сложности возникают тогда, когда в брак вступают представители разных вероисповеданий. Сравните два обряда венчания: иудейский и пра­вославный.

ОТСТРОИТЬ ХРАМ В СТРАНЕ ИЗРАИЛЯ

«...Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью». (Берешит, 1-я книга «Пя-тикнижия Моисеева»).

В религии иудаизма одно из основных понятий — «радость ответственности». Только человек, ответствен¬ный за что-то или кого-то, может называться счастли¬вым и быть таковым в глазах других. Тот же, кто не способен возложить на себя ответственность или кому сотоварищи не доверяют в серьезных делах, безуслов¬но, не способен в полной мере постигнуть ощущение счастья.

Под «иго ответственности» еврей вступает с возрастом «ба^-мицва», «бат-мицва». По достижении 13 лет маль¬чик считается уже взрослым, «бар-мицва», он может свидетельствовать в религиозном суде, юридически полномочен продавать и покупать, а также —жениться. Девочка становится «бат-мицва» в 12 лет, с этих пор она самостоятельна в выполнении религиозных обрядов, может также свидетельствовать в суде и принимать решение о замужестве.

Для еврея права и обязанности — это части единого целого. Нет настоящей любви без осознания «радости ответственности» одного супруга перед другим.

Принято по обыкновению считать, что любовь приво¬дит с собой преданность, верность. В иудаизме — наоборот: сначала молодые люди должны проявить преданность, верность, и только потом является к ним настоящее чувство. Иудаизм воспитывает первоначаль¬но готовность отдать себя ради другого, не требуя взамен ничего, относиться к избраннику с уважением, пониманием, терпимостью. И только тогда «сердца рас¬цветают друг для друга».

Для слова «любовь» в иудаизме есть особое опреде¬ление, отличное от толкования поэтами. Настоящее чувство не может «нечаянно нагрянуть», его невозможно вообще испытать, прежде чем не познаешь всю глубину и особенность личности твоего избранника, ту беско¬нечную красоту души и доброту, которые присущи одно¬му ему. Чтобы достичь такого понимания, человек обя¬зан подчинить себя этой цели, сосредоточиться на познании избранника. А это возможно лишь при полной отдаче самого себя другому. «Каждый раз, когда я даю другому больше, чем себе, я ощущаю себя более близким к нему. И в таком случая я все более и более открываю наилучшие стороны, заключенные в нем, и я могу уже достичь истинного наслаждения от близости с ним». (Р. Гафни, М. Зафт «Первые шаги в Бракосочетание по иудейскому обычаюБракосочетание по иудейскому обычаюиудаизме»).

БРАК В ПРОШЛОМ

Брачная церемония евреев имеет очень древнюю историю, истоки ее — в начальном от сотворения мира периоде жизни человечества. Согласно религии иуда¬изма, главное назначение человека — быть соучастииком Господа в творении мира и самих себя. Бог только начинает процесс творения, а затем он вовлекает чело¬века в продолжение этого процесса. Ощущение «ига ответственности» перед Господом приносит наиболь¬шую радость.

Как известно, по замыслу Своему Господь создал из ребра Адама Еву, жену его и спутницу, повелевая: «Плодитесь и размножайтесь»... Ева стала праматерью человеческого рода. В Библии впервые упоминается история женитьбы Ицхака на Ривке: мы узнаем, что Елеазар предварительно совещался с отцом Ревекк на¬счет ее замужества, что невесте в качестве подарка предлагались деньги, и только тогда, когда она их приняла, состоялось брачное пиршество.

Выкуп невесты —наиболее распространенный у евре¬ев способ заключения брака. И во времена средневе¬ковья, и в более поздние, XII —XVIII веках, придержива¬ясь древнего обычая, жених в присутствии свидетелей-мужчин (не менее 2-х, и не родственников) спрашивал у невесты ее согласия на брак и дарил при этом деньги, как правило, несколько серебряных монет. Если она принимала дар — брак состоится. Позже было решено унифицировать процедуру: жених предлагал в качестве подарка обычное золотое кольцо без камня.

Затем приступали к составлению брачного договора, где определялись взаимные обязательства будущих мужа и жены. Устраивалось торжественное благослове¬ние.

Для этого под открытым небом устанавливали шатер; сюда являлся жених в сопровождении нескольких муж¬чин, а потом в сопровождении женщин — невеста. Их приветствовали, невесту трижды обводили вокруг же¬ниха и ставили по правую сторону.
Женщины покрывали невесту покрывалом. Затем все присутствующие обращались к востоку: жених брал невесту за руки, и они принимали ритуальные пожелания гостей.

Подходил раввин, покрывал невесту священным пок¬рывалом, брал чашу с вином и произносил при этом формулу брачного благословения. Жених и невеста пили из этой чаши. После этого жених брал золотое кольцо, надевал его на указательный палец невесты, произнося: «Помни, что ты сочеталась со мною по закону Моисея и израильтян». Далее прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина. Раввин, держа в руках другую чашу с вином, произносил вновь семь благословений, и новобрачные снова пили вино из этой чаши. Первую чашу жених разбивал о стену, если невеста девица, или о землю, если она была вдовой. И начинался брачный пир. Он продолжался 7 дней в память того, что Лаван некогда заставил Иакова работать 7 лет в его доме за Лию и 7 лет за Рахиль. В течение этих 7 дней жених должен был передать невесте приданое и выпол¬нить таким образом брачный договор.

БРАК СЕГОДНЯ

Брачная церемония в иудаизме обозначается как «кид-душин», или «освящение». «Киддушин» составляют три важнейшие части: хупа, ктуба и сам обряд «освящения».

Хула—это шатер, красочное полотнище, прикреплен¬ное к четырем столбикам или шестам, под которым во время брачной церемонии стоят жених и невеста, их семьи, раввин, свидетели.

Бракосочетание по иудейскому обычаюБракосочетание по иудейскому обычаюДоговор жениха по отношению к невесте, который он вручает ей, называется ктуба. В нем детализированы все обязательства, которые жених принимает на себя на всевремя супружеской жизни, в том числе и на случай, не дай Бог, несчастья, в результате которого его жена может остаться вдовой, а также на случай развода. Ктуба — своего рода «страховой полис» для женщины, и этот документ обладает всей полнотой юридических полно¬мочий.

Центральный момент брачной церемонии—акт «освя¬щения»: это передача кольца, купленного женихом, в руки невесты (т.е. тот же древний выкуп). С принятием кольца невестой брак считается заключенным. Раввин торжественно произносит после этого семь благосло¬вений, восхваляющих красоту любви и супружества, а затем гости садятся за столы с угощением. Сами же жених и невеста на некоторое время уходят в отдельную комнату, которая называется «хадар ихуд» — комната уединения. Там они остаются наедине в интимной об¬становке.

«Радость ответственности» жениха и невесты — ра-дость для всего еврейского народа. Когда им желают: «Мазаль тов!», — непременно добавляют: «Чтобы вы удостоились отстроить Храм в стране Израиля». Каждая новая семья укрепляет весь еврейский народ, поэтому супружество считается обязанностью и долгом каждого еврея. Что может быть важнее завещания Господнего — «отстроить Храм в стране Израиля»?
12 май 2007, 21:42
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.