Последние новости
04 дек 2016, 17:43
Девушка погибла в результате сильного наводнения в испанском городе Малага, сообщает...
Поиск



» » Приезд жениха к невесте (Древнерусский обряд)


Приезд жениха к невесте (Древнерусский обряд)

Приезд жениха к невесте (Древнерусский обряд)Приезд жениха к невесте (Древнерусский обряд)При въезде свадебного поезда во дворе невесты девицы поют:
У наших-то у ворот широких,
Стояло тут озеро глубоко,
Глубоко и широко.
На этом-то на озере камешек,
 На этом-то на камешке калина ростет,
На этой-то на калине малина ростет,
 На этой-то на малине соловей сидит.
Наехал тут Иванушко с поездом,
Наехал тут Петровиць с боярами,
 Ударял по соловью плетоцькой:
Не сиди, соловьюшко, поляти,
Застань-ко Машеньку в высоком терему.
 Чтобы она не спала и не дремала,
 Шила бы шириноцьку золотом,
 Дарила бы Иванушка с поездом,
Дарила бы Петровиця с боярами.

В это время из артели (компании, толпы) выбегает девица и, набрав из ковшика в рот воды, спрыскивает на лошадь, причем если лошадь «охмылится», то, по при­мете, жених сердитый. Все сваребьяне останавливаются на подворье невес­ты в другой избе. Дружка, взяв чашку пива, и поддружье, взяв блюдо пирогов, идут в другую избу к невесте и угощают ее, приглашая невесту в гости.

Приезд жениха к невесте (Древнерусский обряд)Невеста не идет к ним, а вместо нее идет подружка ее, одетая в невестино платье и покрытая ее покрывалом, взяв с собой плакушу. Подойдя к дверям подворья, нарочно причитает: Сами двери отворялисе, На пяту дверь становилисе. Дружка отворяет дверь. Она же продолжает причитать:Приезд жениха к невесте (Древнерусский обряд)
 
Благослови, да боже господи,
 Подойти да молодешеньке
Ко столу, да ко дубовому.
И все люди незнакомые,
 Незнакомые — заезжие.
Вы куды, да добры молодци,
Вы куды, да пробираетесь,
Вы зачем сюды приехали?
Погляжу я, молодешенька.
 Как наехало да злыф, чужиф людей,
У меня, у красной девушки,
 У меня батюшко жалостливый,
Он откажет вам, добрым молодцам.

 Сваребьяне прерывают ее, угощают и натыкивают в пирог денег. Если ей покажется, что положено мало, то она опять причитает: Приезд жениха к невесте (Древнерусский обряд)

У мово кормильця батюшка
Все злато-серебро,
 А у вас, добрыф молодцев,
 И меди нету.
Поезжайте-ка, добры молодци,
Ко Макарию на жолты пески.
Тамо девушки дешевые,
По три девушки на денежку.

Сваребьяне тогда вынимают из пирога медную монету и заменяют ее серебряной. Затем подложная невеста поворачивается к порогу: Я забытцева родилася, От порожка вороти л ася. Дружка снова пытается пройти в избу невесты. Но опять выходит та же переодетая невестой подружка ее. Эта история повторяется до трех раз. Тогда уже жених со всеми сваребьянами идут к невес­те. Подойдя к двери, дружка стучит в скобу.

Отец невесты спрашивает: — Што скоба дрожит?
Дружка отвечает: — Оттого скоба дрожит,
Што дружка горазно кричит.Приезд жениха к невесте (Древнерусский обряд)
 Отец и дружка ведут диалог: '
 — На чем стоишь? — На чулкаф.
 — А чулки на чем? — На стелкаф.
— А стельки на чем?
 — На подошвах
. — А подошвы на чем?
— На мосту.
— А мосты на чем? 
 — На переводах.
 — А переводы на чем?
 — На столбах. — А столбы на чем?
— На земле.
— А земля на чем?
— На плите.
— А плита на чем?
— На воде.
— А вода на чем? .
— На ките.
— А кит на чем?
— На божьем амине.

Отец говорит: «Аминь» —и отворяет двери. Все входят в избу. Коровайной кладет коровай на полавошник и ставит икону. Жених со сваребьянами выкупают места, занятые девицами; при этом выкуп произойдет только тогда, когда сваребьяне (именно дружка) отгадают загадки. При этом загадки загадывает особый загадчик, кото­рый сидит за столом с девицами, рядом с невестой. За каждую неотгаданную загадку платятся деньги.

Загадки бывают такие:
 1. Вы цьи же, добрые молодци, сюды заехали и как же вы к нам попали? У нашего батюшка была поставлена
застава от земли до небеси. Ни конного, ни пешего.никогда не пропускала. А вы как попали? Дружка отвечает: У нашего князя молодого были взяты топоры, косари и пилы. Топором разрубили, косарям раскосоряли и пи­лам распилили. И вот проехали.

2. У нашего батюшка была поставлена коза на дороге с золотым рогам, она никого не пропускала, всехбудала.
Как же вы могли проехать? Дружка (если догадливый) кладет деньги, так как рога ведь золотые.

3. Наша княгиня молодая ввернулась щукою и ушла в море. Как бы ее достать? Дружка: У нашего князя молодого была бабушка и прабабушка. Оне токмо пряли, звонко ткали и невода вязали. И наш князь молодой ехал рыбу ловить и поймал энту щуку в невод. (Указывает на невесту ),

4. Подайте монаха в белой рубахе. Дружка подает вина в бутылке.

5. Позвольте синего моря с белыми лебедями. Дружка подает пива и хворост.

6. Подайте мне красняе красного солнышка и светлого
месяца, которое миляе отца-матери.
Дружка подает икону.

7. Подайте мне золотой костыль, чтобы нашей невес¬
те, молодой княгыне, было на што уперетсы.
Тогда дружка выставляет жениха: «Вот костыль золотой».

8. И нашей княгыне молодой подайте сорок коней
молодых, сорок корет золотых.
Дружка:
У нашем храме божьем есть сорок икон дорогиф и сорок риз золотых.

9. Подайте мне старого, горбатого, на рожу страшного,
во хмелю дурного.
. Дружка дает бутылку водки.

10. Давайте нашей княгыне, состройте цетырефу-
гольную горницу с серебряной крышой.

Дружка подает рубль бумажкой и кладет на блюдо, а наверх кладет серебряную монету.

11. Подай нашей княгыне молодой покрывало, чтобы
было в цем ехать.

Жених вынимает из пазухи плат и накрывает не-весту.

Если таким образом все загадки будут отгаданы, за-гадчик с девками выходит из-за стола и уступает место жениху с сваребьянами. Невеста же остается сидеть. С ней рядом садится жених.

Девицы запевают песни:
Уж как тибе, Марьюшко, не тошно,
Уж как тибе, Михайловна, не грустно
— Своя-то ли родня прочь отстала,
Цюжая-то родня да круг обсела,
Дружка с подружкой, цюжая сваха.

Как спели эту песню, дружка идет угощать всех, не исключая и женщин, табаком, приговаривая:
Понюхайте табацьку носовогоПриезд жениха к невесте (Древнерусский обряд)
, Да поминайте дедушка лесового,
Трех Матрен да Луку с Петром,
Исидора, Макара, потом бабушку и Захара.


Затем подкликает батюшку:
Желанный батюшка,
Стань на лыжи,
Подвинься поближи!
Наш князь молодой
Просит костыль золотой,
Штобы было на цево ему уперетси.
Ишшо наш князь молодой
Просит синево моря с белым лебедям —
Наш князь молодой

Просит у княгыни молодой руку. Как посадят всех, усадят за посад, тогда дружка пот¬чует своим пивом тестя. Это выпьют, а потом тесть угощает и подают пищу. Как третью «пишшу» подадут, тогда дружка кричит:

Давайте перемену,
А нет, так сам перееду.
Што есть в пеци,
Все на стол меци.
Нет в пеци,
Так в клеть скаци.


Дружка опять кричит: «Давайте бумагу нам, которая не писана и не читана». Невестина матка подходит, на блюдо накладено — кому косынка, кому платок. Сначала подходит к «жаниху», и «жаних» берет «дарину», косынку эту, и целует ее. И так всех сваребьянов подарит и поцелует. Потом дружка закричит: «Ну-ко, свашенька,
велицяй хлеб-соль».

Она подходит и кляняется: «Боль¬ше потцивать нечем». Все встают на ноги, кланяются и благодарят: «Благодарим сваТьшинька, захлеб, за соль», % «Жаних», тысяцкой и поезжане встают. «Жаних» берет за Щ РУКУ невесту, а потом «тысяцкой» жениха, потом выходят  из-за стола.

f   Тогда к невесте подходит ее отец, берет ее руку в свою полу и говорит:
«Воттебе отдаю свою дочь, и пусть она слушается тебя,
как меня, а ты ее держи честно и благородно и много не
взыскивай. Ну, Христос с вами, детушки».

Жених держит руку невесты и наступает на ее ногу в.знак покорности. Бывают случаи, что властный жених давит ногу до крови.

Жених сажает невесту в сани, а сам садится в другие. На дугах подвязаны полотенца и колокольчики. Когда уже все усядутся, дружка обходит весь поезд с иконами, затем проходит вперед всего поезда и трижды «хлеснет в кресь», т.е. крестом по земле.
Поезд трогается, и в это время из-за лошадей по направлению пути стреляют из ружей.

Выехав в поле, дружка возвращается обратно, а весь поезд остается его дожидаться. В избе дружка выпивает пива и затем снова опережает поезд, который тотчас же трогается дальше. Проехав свое поле, невеста разрывает платок, которым утирала слезы в знак того, чтобы больше не плакать, и говорит: «Оставайся горе за чистым полем белым камешком». Доехав таким образом до кильи (церковной сторожки), посылают за священником и относят ему подарки. Источник:
12 май 2007, 19:58
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.